Немецкая система теле- и радиовещания существенно отличается от привычных нам систем в странах бывшего СССР. Многие, кто уже бывал в Германии, знают, что немцы платят специальные «пошлины за телевидение» ежемесячно. И да, платить надо, даже если у вас дома нет телевизора или радиоприемника. Некоторых такая ситуация возмущает. Однако Германия не была бы Германией, если бы на все не было своей важной причины. Чтобы понять эту причину, надо немного углубиться в историю.
Ну и какое же телевидение без рекламы? Правильно - никакое. Но есть одна немецкая реклама, которая просто взорвала интернет! Прямо сейчас рекомендуем вам посмотреть про молочные ванны, танцы крутого деда и отжиг доктора Краузе! Крутые шедевры немецкой рекламы с русскими субтитрами!
Все не просто так. Исторические корни
Именно исторические события послужили причиной тому, что сейчас в Германии существует так называемая «двойственная система телерадиовещания» (Duales Rundfunksystem). После Второй Мировой Войны, как известно, Германия была поделена на «зоны влияния» (Besetzungszone) между странами-победителями: СССР, Британией, США и Францией. Образовались 2 блока (что позднее привело к разделению Германии на 2 государства: ФРГ и ГДР), которые поначалу осуществляли контроль во всех сферах жизни разделенной страны.
Средства массовой информации, а в особенности телевидение и радио, уже тогда имели огромное значение.
Во время правления Гитлера все СМИ были «рупорами режима» и распространяли только правительственную пропаганду. Первым действием для стабилизации ситуации со СМИ была акция по «запрету публикации сообщений» (для ее описания используют английский термин «blackout»). «Мертвая тишина» в СМИ длилась 3 месяца. За это время союзники пытались решить, как лучше организовать систему средств массовой информации. Для ГДР все было ясно сразу – новая республика последовала примеру СССР, что, по сути, было тем же самым, что и во время национал-социалистов, только теперь транслировались ценности коммунизма. Для понимания нынешнего состояния СМИ в Германии важно развитие системы в ФРГ.
Система издания газет быстро прижилась – решили воссоздать ту, что существовала до прихода к власти национал-социалистов, то есть систему, ориентированную на плюрализм, как можно большее разнообразие, частную собственность и региональную ориентированность.
С телевидением и радио было сложнее. У каждой из трех стран, «управляющих» Западной Германией были свои представления о том, как правильно организовать телерадиовещание. В итоге получился некий «гибрид». Телевидение и радио в Германии стало общественное (как в Великобритании), децентрализованное (как в США) и не имеющее никакого отношения к правительству или партиям (как во Франции).
Что все это значит?
После исторического экскурса стоит пояснить, что же все это значит на практике.
Общественное (публично-правовое) телевидение и радио (öffentlich-rechtliches Rundfunk) означает, что оно не принадлежит государству, не финансируется за его счет и, соответственно, не распространяет угодную только правительству информацию.
Кому же тогда оно принадлежит? Ответ прост: немецкому народу! Каждое домохозяйство ежемесячно платит пошлину на финансирование общественного телерадиовещания – это основная статья получения доходов.
Этот пункт очень важен для понимания не только немецкой системы телевидения, но и немецкого менталитета. Ведь речь идет о демократии. Частные СМИ зависят от спонсоров и рекламодателей, государственные – от правительства. Немцам важно, чтобы информация, которую они получают из СМИ, была как можно более объективной. В связи с этим британский пример BBC послужил эталоном, только с некоторыми поправками. ВВС осуществляет централизованное вещание, в Германии же ответственность поделена между Землями (Länder).
Децентрализованное вещание означает, что каждый регион имеет свое телевидение и радио, а также вносит свой вклад в создание общенациональных программ.
Поясним на примерах
Существует 2 основных общественных «медиа-объединения»: ARD и ZDF.
ZDF занимается только телевещанием, их головной офис находится в Майнце, оттуда же осуществляется вещание. В состав ZDF входят несколько телеканалов: ZDF Kultur, ZDF Infokanal и т.д.
С ARD все намного запутаннее. Во-первых, за этим брендом стоит не только телевидение, но и радио. Во-вторых, центральный офис у них фактически отсутствует, в этом и проявляется региональная значимость.
На данный момент в состав входят 9 региональных телерадиокомпаний. Каждая из них имеет свой регион вещания (который зачастую не совпадает с реальными границами немецких регионов). Все имеют собственные радиостанции, которые независимы друг от друга и ориентируются на локального слушателя. Каждая компания также имеет свой собственный телеканал.
На этом можно было бы остановиться. Но нет. Помимо своего собственного телеканала они создают и общий – „Das Erste“. На нем собрана продукция каждого из независимых каналов пропорционально их значимости (по плотности населения). В итоге получаются следующие процентные данные вещания каждой из компаний:
Изначально деление отличалось, так как не было Восточных Земель, они присоединились позднее.
То есть существуют 9 общественных региональных радио- и телекомпаний. Радиостанций и телеканалов по факту намного больше. Каждая из компаний из структуры ARD производит по несколько радиопрограмм. С 90-х гг. также существует DeutschlandRadio, которое охватывает всю страну в качестве зоны вещания. Два национальных телеканала часто создают кооперации на различных уровнях. Например, детский канал KIKA и канал историческо-политической направленности Phoenix – кооперация между ZDF и ARD. Также существует немецко-французский телеканал ARTE. И многие другие.
Довольно известная в России международная компания Deutsche Welle (в настоящее время называется DW) тоже является частью ARD. Такое количество телеканалов призвано создавать разнообразие, независимое от финансового состояния.
Именно за это разнообразие и продвижение демократических ценностей должно платить каждое домохозяйство. О самой пошлине мы уже писали в предыдущей статье.
Для всех, кто хочет более подробно разобраться в этой запутанной системе общественных СМИ, был создан специальный сайт, где собрана самая важная информация и даны ответы на главные вопросы.
Не только общественное достояние
Немецкая «двойственная система телерадиовещания» (Duales Rundfunksystem) на то и «двойственная», что в противовес общественным существуют также и частные телеканалы и радиостанции. Они отличаются формой собственности и источником финансирования. В то время как общественным телеканалам разрешено получать всего лишь до 6% прибыли от рекламы, для частных она является основным источником получения средств.
Различия между частными и общественными каналами видны невооруженным взглядом – по количеству рекламы в эфире.
Рекламные вставки на общественных каналах разрешены лишь в период с 14 до 20 часов длительностью не более 3 минут за один блок и обычно включаются между передачами, а не прерывают их. В общей сложности длительность рекламы на общественных каналах не превышает 20 минут в день.
Развлекательные телеканалы RTL (RTL 2 и другие) и ProSieben, музыкальный канал VIVA, новостной канал N24 – одни из наиболее популярных частных телеканалов в Германии.
Конечно, нельзя сказать, что немецкая система идеальна. Ее часто упрекают в «чрезмерности». Один из наиболее частых аргументов: «Зачем столько региональных телеканалов, если все равно их зона вещания выходит далеко за пределы региона, а содержание часто повторяется?». Подобных «спорных моментов» можно найти множество. Однако большинство жителей страны осознают важность существования как общественного, так и частного телевидения и радио. Это создает большее предложение, разнообразие и независимость – очень важные для каждого немца понятия.