Логотип журнала школы немецкого языка Deutsch Online
  Немецкий в соцсетях          

19.09.2022 18869

Интервальное повторение для запоминания немецких слов

Как выучить новые немецкие слова и не забыть их через неделю? Что такое метод интервальных повторений и как его применять? Скажите "нет" зубрежке и отыщите более действенный способ учить немецкую лексику (да и вообще что угодно)! Сегодня предлагаем проверить, работают ли для вас интервальные повторения.
 


На нашем сайте мы не раз делились с вами секретами запоминаний немецкой лексики. Мы уже рассказали вам об интеллект-картах, методе ассоциаций, мнемотехнике, а сегодня мы поговорим об интервальных повторениях.

Что такое интервальное повторение

Вы удивитесь, но еще в XIX немецкий ученый Герман Эббингауз вычислил, что около 60% полученной информации испаряется из нашего мозга уже через час. Еще 20% стираются в течении следующей недели. То есть от всего того, что вы слышите/ видите/ читаете и пытаетесь запомнить, без повторений останется в итоге лишь около 20%. Так как же удержать в памяти всю эту информацию?

С помощью особой техники удержания в памяти информации – метода интервальных повторений! Мы уже выяснили, что сперва процесс забывания идет очень быстро, а потом все медленнее и медленнее. Соответственно, необходимую информацию надо повторять сначала часто, а затем все реже и реже, увеличивая интервалы между повторами.
 

Вроде все очевидно: повторение – мать учения. Но весь секрет успеха заключается именно в неравных интервалах и их постепенном увеличении.


Интервальное повторение для запоминания немецких слов

Фредди Крюгер показывал вред наркотиков для мозга на яйцах. А мы, в продолжение темы завтраков, изучим пользу интервального повторения на примере сливочного масла.

Представьте, что информация – это сливочное масло, которое нужно намазать на хлеб. Конечно, можно положить несколько кусочков масла на равных расстояниях друг от друга, – оно же само все там переварится в итоге. Но продуктивнее и вкуснее будет взять нож и одним движением размазать масло по всей поверхности. Именно так и работают интервальные повторения: информация, разнесенная во времени, запоминается гораздо проще.

 Этот способ запоминания подходит для заучивания:
  • лексики,
  • четко сформулированных правил,
  • чисел,
  • имен,
  • фактов,
  • формул и так далее.
На занятиях в школе Deutsch Online никто ничего не зубрит и не скучает! Записывайтесь на групповые онлайн-курсы немецкого! Вы значительно экономите деньги, получаете реальное общение на немецком, регулярно тренируетесь и закрепляете знания. Сейчас идёт акция, не пропустите!

 

Выбрать курс


Слова, словарь, учеба, зубрежка


Наш знакомый Эббингауз, формулируя свою теорему «кривой забывания», предлагал группе людей запомнить последовательность бессвязных слогов, к которым очень сложно придумать ассоциации (к примеру, «кут», «бов», «гис») и равный по объему текст Байрона «Дон Жуан».

Эксперимент показал, что осмысленный текст (а это «Дон Жуан», а не «кут-бов-гис» ;) запоминается в 9 раз быстрее (!). Поэтому при изучении информации старайтесь сразу вникать в суть изучаемого, придумывать ассоциации, визуализировать образы у себя в голове и так далее.

Но если вы категорически не согласны с материалом, который вас заставляют учить, и во имя романтического духа противоречия отказываетесь осмысливать получаемую информацию, не беда! Интервальное повторение поможет вам запомнить даже самую несуразную бессмыслицу (если вам это вдруг нужно) без «обмозгования». Правда, времени на это уйдет, как мы уже сказали, в 9 раз больше.


Развитие памяти

Как применять метод интервальных повторений на практике

Представьте: в конце месяца вам предстоит проверка лексики. Вам выдали 30 слов, которые нужно будет запомнить и через 30 дней написать по ним диктант. В принципе, удобно запоминать по одному слову в день. Но при этом никто вам не гарантирует, что ко «дню Х» вы не забудете первое выученное вами слово. Интервальное повторение по такому случаю предлагает вам следующую схему:
  1. учим слова,
  2. повторяем выученные слова через 1 час,
  3. второй раз повторяем еще через 8 часов,
  4. затем через 24 часа,
  5. потом через 3 суток после заучивания,
  6. через неделю,
  7. через три недели
  8. и, наконец, можно повторить слова прямо перед диктантом, но уже исключительно для собственного спокойствия.
ACHTUNG! Универсальной формулы или расписания повторения нет! Все зависит от индивидуальных особенностей мозга, а также от цели. Ведь кому-то нужно запомнить информацию на всю жизнь, кому-то она нужна будет только до конца учебного года, а кому-то – уже завтра утром.

Группы, баннер

И, хотя точного расписания нет, некоторые психологи все-таки излагают свои рекомендации. К примеру, доктора педагогических наук Е. Е. Васильева и В. Ю. Васильев (авторы книги «Суперпамять для всех») в случае, если для запоминания информации у вас есть всего лишь пара дней, советуют составить такое расписание:
  1. первое повторение сразу после изучения материала,
  2. второе повторение через 20 минут после первого,
  3. третье через 8 часов после второго повторения,
  4. и четвертое через 24 часа после третьего.
А чтобы запомнить материал на долгие годы, Васильевы предлагают такую схему:
  1. первое после изучения материала,
  2. второе через 20-30 минут после первого,
  3. третье через 1 день после второго,
  4. четвертое через 2-3 дня после третьего,
  5. и пятое через 2-3 месяца после четвертого.

А зарубежные психологи Боб Салливан и Хью Томпсон рекомендуют повторять информацию сначала еще чаще, а затем – еще реже:

  1.  через 5 секунд после ознакомления,
  2.  через 25 секунд после ознакомления,
  3. через 2 минуты,
  4. через 10 минут,
  5. через 1 час,
  6. через 5 часов,
  7. через 1 день,
  8. через 5 дней,
  9. через 25 дней,
  10. через 4 месяца,
  11. через 2 года.
Короче говоря, интервалы должны формироваться индивидуально, поэтому составляйте свое собственное расписание, но обязательно соблюдайте главное правило: интервалы должны увеличиваться.

Приложение, электронные устройства, ежедневник

Полезные идеи и приложения для практики интервального повторения

Если вы из тех, кто любит контролировать аспекты своей жизни с помощью смартфона, лучшим способам практиковать интервальное повторения для вас будут приложения с карточками. Их довольно много, но суть у них одинаковая: вы создаете свою подборку слов, которые вам нужно выучить, и приложение предлагает вам повторять их с помощью электронных «карточек»: на одной стороне слово, на другой – перевод.

Некоторые приложения даже предлагают вам ставить напоминания о повторениях, некоторые высчитывают за вас необходимые интервалы. Самыми популярными являются «Quizlet», «Anki» и «Memrise», о котором мы писали в нашей статье про разные полезные приложения для изучения немецкого.

А для тех, кто хочет поменьше времени проводить в телефоне, в XX веке немецким журналистом Себастьяном Лейтнером была придумана «система Лейтнера», которая представляет из себя физическое воплощении вышеупомянутых приложений. Вам понадобятся:
  • как минимум три коробочки (цилиндра, тарелки, короче говоря, три емкости в которых можно будет поместить ваши карточки),

  • и сами карточки с информацией, которую нужно запомнить (слово - перевод/ грамматическое правило/ формула или любой другой необходимый материал, зафиксированный на кусочке бумаги или картона. Для примера возьмем слова и переводы).
Коробки, переезд, грузчики, почта, доставка

В первую коробочку поместите свежие карточки со словами, которые вы еще не успели запомнить. Слова из первой коробочки вы будете повторять каждый день.

Из первой коробочки мы перекладываем слова во вторую, когда видим прогресс. К примеру, наши карточки двухсторонние: на одной стороне мы записали само слово, а на другой – его перевод. И вот мы достаем наше слово из первой коробочки, смотрим на него и можем вспомнить его перевод, не переворачивая карточку. Это означает, что слову пора переехать во вторую коробочку, лексику из которой мы повторяем раз в 3 дня.

А в третью коробочку отправляются слова, которые мы уже очень хорошо знаем. Сюда следует заглядывать раз в 5 дней или раз в неделю.

Если вдруг перевод слова из третьей или второй коробочки мы вспомнить не можем, карточка с ним вновь отправляется в первую коробочку. И так до тех пор, пока вся информация не будет усвоена. Количество коробочек может быть любым, главное, чтобы их было не меньше трех.
 

Кстати, Эббингауз также открыл «эффект края»: это свойство нашей памяти лучше всего запоминать начало и конец заучиваемой информации. Поэтому, если уже не первый раз в самом начале вашей тренировки или в самом ее конце вам попадается одно и то же слово, лучше поменяйте карточку и начните (или закончите) занятие другим словом. Так вы повысите шанс запомнить весь материал «равномерно».


Теперь, если вдруг услышите, что кто-то сваливает на свою плохую память всю вину за незнание иностранного языка, смело отправляйте ему эту статью! Ведь интервальные повторения помогут любому человеку сохранить грамматические правила, лексику и формулы в голове навсегда, как на жестком диске. А Deutsch Online поможет во всех остальных вопросах, касающихся немецкого языка.
 


Материал готовила
Александра Боченкова, команда Deutsch Online






Немецкий в Телеграм


День бесплатных пробных
онлайн - уроков

Запишитесь на
бесплатный пробный урок
в Deutsch Online!

16 мая
Для начинающих с нуля
и уровней А1, А2, В1.

Дарим 1.000₽ на покупку курса
всем участникам прямого эфира!
Записаться