Что такое мнемотехника? Какими они бывают? Как мнемотехника может помочь в изучении немецкого языка? Простые приемы и способы запоминания слов, выражений и целых предложений. Смотрите в видео ниже и читайте в нашей статье!
Кто из нас хоть раз в жизни не жаловался на свою память? «Я это слово произнести не могу! А выучить и подавно…» - как часто лично вы говорили что-то похожее?
Как же быть с изучением иностранного языка? Можно ли запомнить большое количество новых иностранных слов и грамматических правил, не обладая отличной памятью? Да. И сделать это можно несколькими способами:
1. Путем обыкновенной зубрежки. Работает. Проверено. Но есть в этом методе большой минус: требуется много времени и терпения.
2. С помощью мнемотехники. Скажем сразу: речь идет не о новомодном направлении в изучении иностранных языков. Мнемотехника – это давний метод, который позволяет запоминать любую информацию быстрее и проще.
Что такое мнемотехника?
Давайте заглянем в Википедию. Вот как толкует это странное слово популярная электронная энциклопедия: «Мнемоте́хника (мнемоника) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).»
Проще говоря, мнемотехника – это способы, которые помогают запомнить нужную информацию.
Причем любую: номера телефонов или даты, имена и фамилии, иностранные слова. Мнемотехнические способы строятся на вполне очевидном факте: человеку сложно запомнить ничего незначащие для него буквы, цифры и прочие символы. Гораздо проще сохранить в памяти яркие картинки.
Ну, вот как, скажите Бога ради, мне запомнить набор из 15 цифр? Это ведь просто знаки, которые лично для меня не значат ничего! Конечно, если я буду регулярно повторять эти цифры, то результат появится, но ведь на это нужно время и терпение. Кроме того, «зазубренная» информация, которая не используется, очень быстро забывается.
А теперь давайте попробуем заменить цифры яркими картинками. Например, цифра 2 очень похожа на лебедя, поэтому каждый раз, как нужно будет запомнить двойку, представим себе лебедя. Цифра 8 немного напоминает матрешку, а 1 – карандаш. Таким образом, чтобы запомнить цифры 281 нам нужно представить лебедя, матрешку и карандаш, при этом они должны взаимодействовать друг с другом. Например, лебедь плывет по озеру, хватает клювом утонувший карандаш и начинает вырисовывать на суше матрешку. Не правда ли, такая мини-история запомнится лучше, чем просто 281?
Пример с цифрами мы привели только для того чтобы вы поняли суть мнемотехники. Но вас, конечно же, интересует, каким образом этот метод поможет выучить немецкий язык.
Как с помощью мнемотехники выучить немецкий?
Выучить иностранный язык (и немецкий в том числе) – значит, запомнить огромное количество новой информации: иностранные слова, грамматические правила. И, в общем-то, для новичка сделать это не проще, чем запомнить набор тех же цифр или, скажем, иероглифов. Действительно, в чем разница? Мнемотехнике же под силу упростить задачу. С помощью мнемотехники можно выучить:
слова;
некоторые грамматические правила, а именно:
- артикли
- формы неправильных глаголов
- предлоги
- управление глаголов
- склонение прилагательных
Новые немецкие слова можно запомнить с помощью метода ключевого слова. Способ этот очень простой и заключается он в следующем: к немецкому слову нужно подобрать ключевое слово из родного языка, которое будет похоже на него по звучанию.
Например, Вам нужно запомнить слово Brille, что значит, очки. Воспользуемся методом ключевого слова. Для этого делаем несколько шагов:
Ищем ключевое слово. Для этого закрываем глаза и несколько раз повторяем слово Brille. Какое слово из русского языка оно вам напоминает? Очень похоже на «бриллиант», верно? Это слово у нас и будет ключевым.
Представляем ситуацию. Это значит, нужно придумать мини-историю, в которой будут взаимодействовать ключевое слово (в нашем случае - бриллиант) и слово-перевод (в нашем случае - очки).
Например: вам сделали неслыханной щедрости подарок: ОЧКИ, но не простые и даже не золотые, а БРИЛЛиантовые. Точнее, вместо стекол стоит два огромных бриллианта. Вот это да!
Мысленно создаем картинку (она будет называться мнемокартинкой), которая отображает придуманную ситуацию. Визуализируйте эти бриллиантовые очки, представьте их в деталях. Какая у них будет оправа? А как будут выглядеть бриллианты? Красиво, не правда ли? Мои бриллиантовые очки выглядят, к примеру, так:
Хотите пополнить свой словарный запас или повторить основы немецкой грамматики? Записывайтесь на групповые курсы от Deutsch Online. Выбирайте свой уровень, дату старта и удобное время. Занятия проходят в прямом эфире, после урока доступна видеозапись и все дополнительные материалы на интерактивной платформе. Вы значительно экономите деньги, получаете реальное общение на немецком, регулярно тренируетесь и закрепляете знания. Сейчас идёт акция, места ограничены.
Иногда, подобрать ключевое слово к новому немецкому слову не составляет абсолютно никакого труда. Например, немецкое слово Tier (животное) чрезвычайно похоже на русское слово «тир». Применяем вышеописанный мнемотехнический метод и получаем вот такую мнемокартинку и к ней ситуацию:
Ситуация: вы с удовольствием посещаете ТИР и стреляете в нарисованных ЖИВОТНЫХ. Вы – против убийства зверей!
Мы уже предвидим скептические высказывания со стороны некоторых читателей. «Но ведь таких вот схожих слов не много!» или «У меня не такая хорошая фантазия, чтобы выдумывать ключевые слова и истории!».
Действительно, не так-то много слов, которые похожи на русские. Но доказано на практике: чаще всего нам достаточно вспомнить лишь начальную букву или первый слог слова, для того чтобы назвать это слово целиком. Наверняка, у вас было такое: кто-то подсказывает первые две буквы слова, и вы моментально вспоминаете все слово. Например: вы не можете вспомнить слово Löffel (ложка). Оно крутится у вас на языке. «Ну как же это… Lu… Le…», - а учитель Вам подсказывает «Lö…», и вы радостно подставляете последний слог «А-а, Lö-ffel!».
Запомните, вам не нужно искать ключевое слово с абсолютным звуковым сходством!
Главное, чтобы оно вам НАПОМИНАЛО о том новом слове, которое вы хотите запомнить! Например, для Löffel ключевое слово будет «лёффа» или «Лёва». В русском языке нет слова «лёффа», но что-то похожее вполне могут произнести маленькие дети.
Относительно сомнений на тему фантазии скажу следующее: для поиска ключевых слов, действительно, потребуется немного креатива. Но чуть-чуть пофантазировать способен каждый из нас.
Как выучить артикли?
Большая часть тех, кто учит немецкий язык, считает артикли самой сложной темой. Действительно, как можно запомнить род существительного? Слово «молоко» в немецком языке женского рода (то есть «она»), а «девочка» - среднего (то есть «оно»). Почему? Справедливый вопрос. Но ответа на него, к сожалению, мы не получим. Зато нам под силу упростить себе запоминание артиклей. О популярных способах запоминания немецких артиклей читайте в нашей статье.
Есть также несколько мнемотехнических способов запомнить артикли. Вот один из них!
Метод «парное запоминание»
Давайте разберемся, в чем смысл этого метода, не касаясь пока темы артиклей. Представьте, что вам нужно запомнить одну пару слов: Телевизор – стол.
Это просто два не связанных друг с другом слова. Конечно, запомнить их на короткое время не составит труда. Однако наша задача заключается в том, чтобы сохранить их в памяти надолго. Для этого нам нужно будет сделать 2 шага:
Связать друг с другом слова. Сделаем мы это с помощью такого предложения: "Я вижу огромный стол, на котором стоит телевизор".
Визуализировать предложение. Это значит, нужно придумать к нему яркую картинку. Представьте себе совершенно конкретные стол и телевизор.
Как использовать метод для немецких артиклей?
По сути, немецкое существительное и артикль – это тоже 2 слова. Только одно из них – артикль – невозможно себе представить в картинке, т.к. оно не имеет никакого смысла.
Наша задача – заменить артикль понятным для нас словом-образом.
Выберем образы для артиклей:
Der – артикль мужского рода, значит, нам нужно заменить его на образ, который ассоциируется у нас с мужественностью. Это может быть сильный мужчина или лев.
Die – артикль женского рода. С чем у вас ассоциируется женственность? Скорее всего, это будет образ хрупкой девушки.
Das – артикль среднего рода. Найти образ для данного артикля немного сложнее. Пусть это будет что-то нейтральное, то, что не напоминает нам о мужском или женском роде. Например, море.
Теперь давайте рассмотрим этот метод на конкретном примере.
Ваша задача: выучить род существительного Glas (стакан). Слово это среднего рода.
Делаем следующие шаги:
Замена. Заменяем артикль das на символический образ – образ моря.
Взаимосвязь. Строим взаимосвязь между словами стакан – море при помощи предложения: стакан плавает в море.
Визуализация. Представляем ситуацию в картинке.
В Вашей памяти должна хорошо закрепиться эта ситуация. Каждый раз, когда вы будете иметь дело со словом Glas, перед глазами должна появиться картинка с плавающим в море стаканом. «Ага, стакан в море, значит, он среднего рода», - подумаете вы и порадуетесь своей хорошей памяти. Имейте в виду, вы можете выбрать любые образы для артиклей! Главное - всегда использовать одни и те же образы.
А как, например, запомнить названия немецких земель? Об этом рассказываем здесь.
Поможет ли мнемотехника лично мне?
Наверное, вас интересует, для всех ли подходит мнемотехника. А, главное, поможет ли она лично вам. Отвечаем: мнемотехника работает для всех! Однако при 3 условиях:
Вы изначально должны быть положительно настроены по отношению к мнемотехническим методам. Высказывания типа «Понапридумывают там всякие методы» или «Язык нужно только зубрить» вам не помогут. Позиция должна быть примерно такая: «Интересно! Это нужно попробовать. Что-то поможет точно!».
Вы должны внимательно и вдумчиво изучить методы. Важно понять, как работает мнемотехника.
Вам необходимо применить мнемотехнику на практике! Мало прочесть, нужно попробовать!
Как-то раз участникам своей группы Вконтакте мы задали такой вопрос: «Помогает ли вам мнемотехника учить немецкий?». Вот какие ответы получились:
- «да» - 25%
- «скорее да» - 38%
- «нет» - 10%
- «скорее нет» - 3%
- «не знаю, не пробовал(а)» - 24%
Как видите, подавляющее большинство говорит о том, что мнемотехника работает!
И в заключение хотелось бы напомнить вам, уважаемые читатели, об одном неоспоримом факте: любую информацию, которую вы запомнили, необходимо применять на практике! Выучили слова? Отлично! Составляйте с ними предложения, используйте в своих упражнениях и обязательно в разговоре! Только так вы сможете выучить язык!