Немецкая классика: 4 писателя, которых стоит почитать, чтобы понять немецкий менталитет
Немецкая классическая литература богата и разнообразна. Для каждого читателя здесь найдется захватывающий сюжет и любимый автор. Как не потеряться в списке "что почитать на немецком"? На какие книги стоит обратить внимание в первую очередь и почему? Советы тем, кто хочет лучше узнать немецкую культуру.
Знаменитую русскую тоску иностранец найдет, читая «Преступление и наказание». Жертвенность русской любви – у Гончарова в «Обломове». Ведóмость – в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. А какие книги помогут понять душу немца?
Томас Манн: как втиснуть всю Германию в один санаторий?
Иногда заслуги лауреата Нобелевской премии так велики, что формулировка для вручения награды звучит супернелепо. Так случилось с Томасом Манном, который получил нобелевку «главным образом за великий роман “Buddenbrooks”». Дело в том, что «Будденброки» не единственное произведение Манна, достойное награды.
Возьмем, к примеру, «Der Zauberberg» («Волшебная гора»): это история человека, приехавшего навестить больного брата в санаторий и застрявшего там на семь лет. За эти годы герой знакомится с очень разными людьми: кто-то из них оказывается лютым консерватором, кто-то наоборот яростно топит за прогресс, кто-то успешно проводит спиритические сеансы, а кто-то считает, что жизнь – это сугубо биологический процесс, и ничего более.
✏ [Кстати, прообразом санатория в «Волшебной горе» является Швейцарский отель «Waldhotel Davos». Раньше этот спа-курорт действительно был санаторием. Там лечилась супруга Томаса Манна Катя, которую он навещал.]
Читать популярную классику – один из лучших способов узнать историю народа и его характер. Но самый верный способ – выучить язык и пообщаться с носителями. Читайте классику и учите немецкий вместе с нами – школой немецкого языка Deutsch Online. У нас вы можете записаться на групповые курсы немецкого языка с сертифицированными преподавателями. Занятия проводятся на платформе в личном кабинете: уроки, весь материал для подготовки, тесты и задания в одном месте. Запишитесь прямо сейчас!
В начале XX века, благодаря дядюшке Фрейду, появляется психоанализ, и всех вдруг неожиданно начинает интересовать внутренний мир человека, его субъективное восприятие действительности. На это и делает ставку Манн. Каждый обитатель санатория видит мир по-своему. Но при этом все они олицетворяют собой разные идеи, блуждающие по Европе (а главным образом – по Германии) в начале XX века. Все, что объединяет этих людей (а заодно и всю европейскую интеллигенцию XX века) – депрессивные настроения и экзистенциальный кризис.
Но если Европа – это уж слишком широко, а хочется увидеть срез именно немецкого общества – почитайте «Будденброков».
✏ [Полное название «Будденброков»: «Buddenbrooks: Verfall einer Familie» или «Будденбро́ки. История гибели одного семейства».]
Это наполовину автобиографический, наполовину художественный роман, который описывает историю одной немецкой семьи в четырех поколениях. Ну и ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ за него Манн и получил Нобелевскую премию ;)
Генрих Бёлль: кто не знает Лени? Лени знают все
Генрих Бёлль получил Нобелевскую премию с формулировкой: «за творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров». В романе «Gruppenbild mit Dame» («Групповой портрет с дамой») Бёлль играет роль детектива, который с помощью показаний «свидетелей» пытается составить портрет женщины по имени Лени. Он берет интервью у всех, с кем когда-либо сталкивалась Лени (а это не менее 60 представителей разных слоев немецкого общества), и попутно рассказывает их истории.
Стоит предупредить, что «Групповой портрет с дамой» – вовсе не легкое чтиво, это полноценный антивоенный роман писателя-гуманиста, где описаны многие чудовищные события XX века. Но не только печальные исторические реалии делают этот роман сложным для прочтения. В книге вы не найдете диалогов, а до конца произведения не встретитесь с самой главной героиней.
«Групповой портрет с дамой» – это смонтированное из обрывков интервью мокьюментари, где к каждому «интервьюируемому» следует относиться с недоверием. Все они излагают лишь собственное субъективное мнение, и каждый из них может иметь личные мотивы и обиды на Лени. Так что возможность поиграть в детектива имеет не только автор, но и читатель.
Эрих Мария Ремарк: брат с сестрой, муж и жена или один человек, который очень любил маму?
«- Ты хоть Ремарков читал?
- Кого?
- Ну ты неуч! Эриха и Марию Ремарков!»
В интернете часто можно увидеть ожесточенные споры: кто же такие эти Эрих и Мария? Объединяет ли их кровное родство или это Пьер и Мария Кюри от мира литературы?
На самом деле Марией (а точнее – Анной Марией) звали маму Эриха. Ее имя писатель взял себе в качестве второго через несколько лет после ее смерти. До создания творческого псевдонима Эрих Мария Ремарк был Эрихом Паулем Ремарком. Так что если увидите подобный спор в интернете, смело врывайтесь и несите истину: Ремарк работает один, напарники ему не нужны!
Ремарк – это один из писателей «потерянного поколения». Есть думеры – депрессивные и ностальгирующие дети девяностых. Есть бэби-бумеры – «послевоенные» дети с оптимистичным настроем и верой в светлое будущее. А есть «потерянное поколение» о котором и писал Ремарк. Это люди, чья молодость пришлась на страшное военное время: они не знают, как жить обычной жизнью и вряд ли когда-то научатся. В общем-то три самых знаменитых романа Ремарка именно про таких вот молодых немцев, у которых была похищена лучшая часть жизни.
«Drei Kameraden» («Три товарища») – история про молодых людей, которые, несмотря ни на что, очень стараются жить обычной счастливой жизнью. В отличии от других авторов, приведенных в этом списке, Ремарк писал о простых парнях, которых легко встретить на улицах Германии, а не о таинственной интеллигенции. «Три товарища» – отличный тому пример.
«Arc de Triomphe» («Триумфальная арка») – это про человека, который заново учится жить. Роман тяжелее и взрослее, чем «Три товарища», возможно потому что здесь все те же проблемы представлены уже с точки зрения более взрослого и опытного героя.
«Im Westen nichts Neues» («На Западном фронте без перемен») – самый тяжелый роман из Ремарковского триптиха о «потерянном поколении», однако он считается одним из главных антивоенных произведений в истории.
Некоторые жалуются, мол, если проглотить все три романа залпом, главные герои сливаются в один образ. Но в этом-то и весь «прикол», ведь Ремарк рисовал портрет целого поколения и изобразил очень среднестатистических немцев с их характерами и менталитетом.
Герман Гессе: все мы люди, все мы сверхчеловеки
АХТУНГ! Книги Германа Гессе могут показаться страшно занудными и ввести вас в состояние экзистенциальной комы. Чтение Гессе – это всегда вызов самому себе, потому что иногда даже самый интеллигентный интеллигент не может выдержать такого напора эстетства. Но при этом произведения Гессе – это наиболее четкий потрет не только светского общества Германии XX века, но и многих современных молодых людей.
Роман «Der Steppenwolf» («Степной волк») – это практически переосмысление «Заратустры» Фридриха Ницше. Только у Ницше человек – это переходное звено от животного к сверхчеловеку, то есть существу, которое превосходит всех человеков. А у Гессе сверхчеловек – это главный герой, который ставит себя выше других людей, но одновременно страдает от одиночества. Внутри Гарри Галлера борются животное начало и высокоморальный человек, мещанин и интеллигент, реальное и духовное.
Несмотря на то, что герой романа не юнец, книга пользуется особой популярностью именно у молодежи. Все потому, что в запутавшемся Гарри Галлере, который пытается найти свое место в жизни, некоторые молодые люди видят себя – таких же запутавшихся, одиноких и замкнутых. Ну или просто хотят видеть себя – загадочных, привлекательных из-за своего одиночества волков, которые не были изгнаны из стаи, но покинули ее сами.
Но если отнестись к книге серьезно, а не как к источнику вдохновения для статусов в социальных сетях, можно увидеть, как перемены в мире на стыке XX и XIX веков повлияли на сознание людей. Во-первых, после появления окаянного психоанализа, люди стали больше внимания обращать на собственное мировосприятие и самоидентификацию. И, взглянув внутрь себя внимательнее, чем раньше, они обнаружили такие проблемы, о которых и не подозревали. Отсюда и пошла «мода» на потоки сознания и субъективизм.
Во-вторых, технологический прогресс конца XIX века и изобретение ядерного оружия сильно «сблизили» весь мир: контактировать стало проще, но и проще же стало пасть случайной жертвой чьего-то противостояния. Отсюда паранойя, страх и вопрос – а смысл какой во всем этом? Это растерянное состояние вкупе с кризисом «потерянного поколения» очень повлияло на развитие менталитета немцев (других европейцев в меньшей степени).
Материал готовила Александра Боченкова, команда Deutsch Online