Несколько иностранных языков — это необходимый жизненный минимум современного хипстера-интеллектуала. Без французского не купишь багет, без немецкого не возьмёшь пива, без английского вообще нет жизни.
Однако изучение любого иностранного языка — это тяжкий труд и инвестиция в себя по всем фронтам: от времени и нервов до солидных денежных вложений. Сколько всего нужно потратить, чтобы на приличном уровне освоить немецкий? Годы! Любой иностранец, пытающийся выучить английский, будет владеть им хуже, чем средний американский школьник.
Однако в мире есть языки, которые можно выучить несложно и быстро. Самый известный и популярный из них — эсперанто.
Эсперанто — это искусственный язык, который в конце XIX века создал польский окулист и полиглот Лазарь Заменгоф. Заменгоф свободно говорил и писал по-английски, по-немецки, по-французски, знал латынь и греческий. Еще учась в гимназии, он загорелся мечтой создать на их основе новый язык, который бы приумножил достоинства языков-доноров и при этом был бы лишен их недостатков.
Эсперанто рождался долго и мучительно. Первый десятилетний труд Заменгофа уничтожил его отец, работавший цензором, — он не очень понимал, чем занимается сын и заподозрил его в неблагонадёжности. Через несколько лет, в 1887 году Заменгоф на заёмные деньги издал первый учебник эсперанто, который скорее походил на тетрадочку, чем на книгу. На учебнике было написано: “Lingvo internacia. Antaŭparolo kaj plena lernolibro. D-ro Esperanto” («Международный язык. Предисловие и полный учебник»). Псевдоним “D-ro Esperanto” («Доктор Надеющийся») стал негласным названием нового языка, и эсперанто обрёл большую известность.
Несмотря на то, что пик популярности эсперанто пришёлся на середину прошлого века, и на сегодняшний день эсперанто остаётся самым успешным и популярным искусственным языком. С эсперанто знакомы сотни тысяч человек во всём мире. На этом языке издаются газеты и книги, работают новостные агенства, подкасты и радиостанции. У эсперанто есть своя служба знакомств, сервис для поиска ночлега, система поиска работы и даже полноценный музыкальный лейбл. Ежегодно в мире проводятся десятки встреч эсперантистов, самые крупные собирают тысячи участников.
Причина популярности и живучести языка — его гармоничное устройство. Язык создан быть простым и понятным, на изучение эсперанто не придётся тратить годы. Более того, эсперанто может стать первой ступенькой в изучении любого другого языка.
У эсперанто нет проблем с произношением и читаемостью. Каждая буква означает один звук (и наоборот). Любое словно на эсперанто может быть прочитано только одним образом, а любое услышанное слово легко записать без ошибки.
В языке 28 букв, большинство из которых заимствованы из латинского алфавита. Однако встречаются и необычные буквы, с диакритическими знаками, например ĉ («ч») или ĵ («ж»).
Лев Толстой неплохо владел эсперанто.
Среди других известных носителей языка встречаются политики, писатели, космонавты и даже Папа Римский
Одна из главных фишек языка — в системе словоообразования. К любому из нескольких тысяч корней можно прибавить любой из десятков суффиксов. Суффиксы в эсперанто означают профессию, пол, вид предмета и многое другое. Так кот kato легко превращается в katejo (место для кота), katido (котёнка) или katisto (кошатника). Многие слова на эсперанто имеют вполне ощутимый смысл, но не переводятся на русский. Например, katebla можно перевести как «кошаемый» (понимаемый или ощущаемый как кот), а katema означает склонность к кошкам.
Подобная система лингвоконструирования позволяет здорово сэкономить на наполнении своего словарного запаса. Вместо того, чтобы заучить десятки тысяч единиц словарного минимума, достаточно выучить сотню корней да запомнить значение суффиксов — всё, можно умножать одно на другое и получать нужные слова. Кроме этого, система корень+суффикс порождает креативность. Эсперанто по-хорошему взрывает мозг и заставляет думать творчески.
В языке на базовом уровне изучения у правил нет исключений. А сами правила легко формулируются в 16 уроков, по страничке на каждое. Всё прочитанное в правилах можно сразу применять на практике, без мыслей о том, что ты что-то не учёл.
В «Великом диктаторе» Чаплина встречаются вывески и объявления на эсперанто. Vestajoj Malnovaj — это «Старая Одежда».
Язык создан быть лингвистически нейтральным, он очищен от культурных и исторических особенностей. В нём нет диалектов. Эсперанто стабилен и постоянен. Тот, кто выучил язык полвека назад, легко общается с современным эсперантистом — у людей разных поколений будет единый язык.
Эсперанто помогает привести в порядок любой язык, который знаешь или учишь. Начинающий эсперантист быстро разбирается в падежах, глаголах, временах и причастиях. Для него это не просто сложные лингвистические термины, а вполне себе понятные штуки: кубики, из которых строятся слова.
Язык чрезвычайно демократичен. Свободный порядок слов и принцип «всё, что не запрещено — разрешено» здорово помогает в обучении и использовании.
Ну, и наконец, главная фишка эсперанто — это сообщество его носителей. Эсперантисты больше похожи на отдельный народ, чем на группу людей, знающих один язык. Между эсперантистами существует какая-то особая связь, общий язык превращает их в подобие дальних родственников. Это особенно приятно, если учесть, что «запрыгнуть» в число носителей можно за пару недель изучения языка.
Одним словом, эсперанто можно изучить ради лингвистической тренировки, в качестве инвестиции в будущего себя и просто ради интереса. Еще полвека назад значок с зелёной звездой и фраза “Bonan tagon, samideanoj!” («Добрый день, друзья») был визитной карточкой образованного и культурного человека.