Многие из Вас уже сдавали один из этих экзаменов, некоторые пробовали сдавать DSH или DaF. Но есть и те, кто еще только открывает для себя мир учебы в Германии и даже не знают, что значат эти аббревиатуры. Итак, именно для этих людей - эта статья.
Сегодня для поступления в университет Германии необходимо сдать один из языковых экзаменов, в зависимости от требований выбранного вами университета.
Есть два основных экзамена на подтверждение уровня знаний немецкого языка: DaF (Deutsch als Fremdsprache) и DSH – это сокращённое обозначение экзамена «Deutsche Sprachprüfung für den Hochschulzugang ausländischer Studienbewerber» (языковой экзамен для поступления иностранных абитуриентов в высшие учебные заведения в Германии).
Оба этих сертификата предполагают степень владения языком как минимум B1 (по шкале Европейского совета). Оба экзамена имеют определенную структуру.
Что легче? - спросите Вы. Этот вопрос нужно задать самому себе, предварительно изучив структуру и примерные задания экзаменов.
Для меня ДСХ был проще. При сдаче ДАФ-а нужно, как минимум, иметь быструю реакцию (некоторые части экзамена сдаются с наушником и микрофоном). Звучит вопрос и на него нужно ответить сразу после сигнала. И время ограниченно.
В-общем, этот экзамен в зону моего комфорта не вошел. Так как я любитель сначала все обдумать, а потом отвечать. Минус DSH в том, что его принимают не все Университеты Германии. Тест DSH равносилен тесту DAF, основная разница между ними – это способ подсчета результатов. В тесте DAF отдельно оценивается каждая часть, в DSH выводится средняя оценка по всему тесту. Это тоже увеличивает шансы на успех. Если в DAF можно провалить экзамен, если что-то не получилось в одной части. То с DSH все проще, потому что балл собирательный.
Теперь подробнее о структуре DSH и DAF:
TestDaF состоит всего из четырех частей:
1. Чтение (Leseverstehen)
На выполнение задания отводится 60 минут. Суть данного этапа – подтвердить способность понимать письменные тексты из различных областей высшей школы. Необходимо выполнить задания, которые требуют понимания содержания текста и его деталей, а также косвенно представленной информации. Предлагается три текста различной сложности с 30 заданиями, относящимися к различным жанрам письменной речи (короткие сообщения из жизни вуза, газетно-журнальная заметка и научная статья).
2. Аудирование (Hörverstehen)
На выполнение задания отводится 40 минут. Цель данного этапа – показать способность восприятия устного текста с типичными для высшей школы тематикой и языком. Вам будут предложены три аудиотекста с 25 заданиями: диалог из повседневной жизни в вузе, радиоинтервью и доклад или интервью со специалистами. Тексты различаются по степени сложности и типам заданий. Выполнение заданий требует понимания общего смысла и деталей текста, а также косвенной информации.
3. Письменное задание
Время выполнения задания – 60 минут. Цель этой части экзамена – показать, что студент в состоянии написать связный текст на заданную тему. В первой части необходимо описать статистические данные, представленные в форме графика или таблицы, во второй – изложить свою точку зрения на заданную тему.
4. Устная речь
Время выполнения задания – 30 минут. Необходимо показать умение общаться на немецком языке в различных ситуациях университетской жизни. Тест включает семь разговорных заданий различного уровня сложности. Задания студенты прослушивают с кассеты или диска, а также могут одновременно читать текст в сборнике. Ответы также записываются на кассету или диск.
Структура DSH:
1. Понимание и анализ аудиотекста (Hörverstehen)
Необходимо подтвердить понимание научных лекций и рефератов, а также умение конспектировать их (воспринимать на слух). Аудиотекст включает 50-100 строк. Перед прослушиванием вам сообщат его тематику. После этого текст прочитывается вслух один или два раза. Вы можете параллельно делать пометки.После этого будет выдано задание, которое может отличаться в разных вузах. Это могут быть ответы на вопросы по тексту либо передача смысла текста или его части (пересказ). При оценке знаний уделяется большее внимание содержательной части, а не грамматике.
2. Понимание и анализ печатного текста (Leseverstehen)
Производится проверка навыков понимания письменного текста на немецком языке. Необходимо выполнить задания, формулируя фразы самостоятельно, нельзя переписывать текст абзацами. Вам будет предложен неадаптированный текст объемом 30-60 строк, к которому может прилагаться рисунок или график.Возможны различные варианты заданий:• ответы на вопросы по содержанию текста;• комментарии к отрывкам текста;• резюмирование и разбивка текста на смысловые части и т.п.И в этом задании приоритетна содержательная часть, а не грамматическая правильность.
3. Составление текста по заданным критериям (Textproduktion)
В этой части экзамена нужно показать умение самостоятельно формулировать в письменном виде связный развернутый текст по заданным критериям. В качестве исходных данных Вам могут быть предоставлены тезисы, конспекты, графики или иллюстрации.Возможны различные типы заданий:• пояснение исходных тезисов;• комментирование тезисов;• письменное развитие предложенных тезисов и т.п.Здесь наряду с содержательной частью (связность текста и т.п.) оценивается грамматическая корректность.
4. Понимание и анализ структур научного языка (Grammatikteil)
В этой части экзамена необходимо ответить на вопросы, направленные на понимание, а также дополнение и переформулировку языковых структур, которые составляют часто употребляемую часть научного лексикона.
Тест DSH нельзя сдавать в России, его, как правило, проводит вуз за три-четыре недели до начала нового учебного семестра.
Можно еще долго описывать специфики этих двух экзаменов. Материалов и примеров экзаменов очень много, дерзайте! Если вопросы еще остались - задавайте, постараемся разобраться вместе!