Хорошие фильмы из Германии и о Германии Московский кинофестиваль не пропускает никогда. В его программе всегда можно обнаружить и призеров Берлинале, и классические шедевры, и экспериментальное кино молодых режиссеров.
Нынешний год не стал исключением, и Germania-online по традиции составила свой гид по самым интересным премьерам.
13 минут / Elser
2015, режиссер Оливер Хиршбигель.
Программа: "8 1/2 фильмов".
Если времени у вас в обрез и для просмотра нужно выбрать всего один немецкий фильм, то «13 минут» – идеальный вариант. Режиссер Оливер Хиршбигель, автор знаменитого "Бункера" о последних днях жизни Адольфа Гитлера, после восьми лет работы за границей (не самых удачных в его карьере) вернулся домой и снял картину на свою любимую тему. Гитлера на сей раз в кадре не будет. В 1939 году он уехал из мюнхенской пивной ровно за 13 минут до того, как в здании взорвалась бомба, заложенная туда простым немецким плотником Георгом Эльзером. Гестаповцы были уверены, что за покушением стояла целая группа, но на самом деле Эльзер действовал в одиночку.
Глянцевая картинка поначалу вызывает серьезные вопросы: даже после пыток герой выглядит так, будто его только что снимали для мужского журнала. Вскоре, впрочем, становится понятно, что этот глянец – уступка массовому зрителю. Сам фильм намного умнее и честнее. Это рассказ о том, как человек с тонкой кожей и чувствительным сердцем, оказавшись в условиях тоталитарной системы, быстро обнаруживает себя в конфронтации с ней и не находит другого выхода, кроме открытого бунта. Своим невероятным обаянием картина во многом обязана исполнителю главной роли Кристиану Фриделю – талантливейшему театральному актеру и музыканту, который снимается в кино с частотой раз в два-три года.
Милый Ханс, дорогой Петр / Lieber Hans, lieber Peter
2015, режиссер Александр Миндадзе.
Программа: Основной конкурс.
Редкая по нынешним временам копродукция России и Германии, история о двух инженерах, советском и немецком, которые подружились накануне Второй мировой. Никто лучше Александра Миндадзе ни в российском, ни в зарубежном кино не работает с темой предчувствия большой катастрофы, так что война в кадре, скорее всего, разгорится не на поле боя, а в умах центральных персонажей. На главные роли с российской стороны приглашены Андрюс Даряла, Роза Хайруллина и Светлана Косолапова, с немецкой – Якоб Диль (родной брат суперзвезды Аугуста Диля), Марк Вашке и Биргит Минихмайр.
Несколько лет назад вокруг картины разразился громкий скандал. Министерство культуры отказало проекту в финансировании, мотивируя это тем, что он не прошел экспертизу военно-исторического и социально-психологического советов. Позже выяснилась причина недовольства: действие в оригинальном сценарии происходило в 1940 году, когда, по мнению некоторых экспертов, между СССР и Германией якобы "не было такого активного сотрудничества". В итоге сюжет перенесли в 30-е годы. Пошла ли цензура на пользу фильму – большой вопрос.
Сибилла / Sibylle
2015, режиссер Михаэль Крумменахер.
Программа: "Спектр".
История о том, как буржуазная семья выходит за пределы зоны комфорта, – любимый сюжет европейского кино. В "Сибилле", правда, все испытания выпадают на долю одного человека. Главная героиня – успешный архитектор, счастливая жена и мать двоих сыновей – во время отпуска в Италии становится свидетельницей самоубийства женщины того же возраста и, вполне вероятно, того же статуса. После этого происшествия ее жизнь начинает меняться: то, что раньше казалось Сибилле почти идеальным, теперь пугает и отталкивает.
Молодой режиссер Михаэль Крумменахер придумал фильму выдающееся визуальное решение. Все приметы благополучия и благоустроенности здесь превращены в свою полную противоположность. Хорошо обставленная квартира выглядит клеткой, тихий аккуратный город – мертвой сумеречной зоной, тренажерный зал – камерой пыток. Временами "Сибилла" почти заходит на территорию фильма ужасов, вот только монстры так и не появляются: в действительности они окружали героиню с самого начала. Это картина о том насилии, которое неуловимо совершается над женщинами каждый день. И большинство из них даже не догадывается, что за пределами домашней "золотой клетки" тоже есть жизнь.
Молодежь Германии / Une jeunesse allemande
2015, режиссер Жан-Габриэль Перьо.
Программа: "Свободная мысль".
Пять лет назад Андрес Вайель, один из самых именитых немецких документалистов, задумал сделать фильм о Фракции Красной Армии – леворадикальной террористической группе, которая появилась в ФРГ в конце 60-х годов. Однако материала на полноценную документальную картину он так и не набрал: основных спикеров давно нет в живых, их соратники и друзья говорить на эту тему отказываются. В результате режиссеру пришлось снимать игровое кино "Кто, если не мы".
С тем, что не удалось в свое время Вайелю, в 2015 году блестяще справился французский дебютант Жан-Габриэль Перьо. Он не стал искать "говорящие головы", а обратился к архивным материалам. Оказалось, что лидеры Фракции Красной Армии оставили после себя километры пленки: на первых этапах они не только активно выступали в разных телепередачах, но и постоянно снимали короткометражки, пропагандирующие левые идеи. В фильме нет закадрового текста – есть лишь виртуозный монтаж архивных кадров, выполненный самим режиссером. Впрочем, не стоит думать, что фигура автора отодвинута тут на второй план. Картина у Перьо получилась пугающе актуальной: мягко, но настойчиво он подводит зрителя к мысли о том, что история, казавшаяся законченной, в XXI веке вполне может повториться вновь.
В этом году мировой кинематограф отмечает 70-летие со дня рождения Райнера Вернера Фассбиндера, и Московский фестиваль, конечно, не мог пройти мимо такой даты. Немецкому режиссеру посвятили отдельную программу, но это вовсе не ретроспектива в классическом смысле. Фильм Фассбиндера будет всего один, не самый очевидный – "Эффи Брист Фонтане", черно-белая мелодрама о тяжелой женской доле с великолепной Ханной Шигуллой в главной роли.
Остальные картины поделены на три части: фильмы, на которых режиссер учился (американские гангстерские драмы и кино Дугласа Сирка), фильмы его соратников и современников и документальные фильмы о Фассбиндере. Самый интересный раздел – третий. В "Разговоре с Райнером Вернером Фассбиндером" главный герой целых 45 минут исповедуется кинокритику Петеру В. Янсену и весьма откровенно рассказывает о своих фобиях и обсессиях. В "Ролевых играх" слово получают музы Фассбиндера: актрисы Ханна Шигулла, Ирм Херманн, Маргит Карстенсен и Розель Цех говорят о режиссере, сидя в своих гримерках. Завершает документальный цикл совсем новый фильм "Фассбиндер: любить, не требуя" – обстоятельный анализ философии и творчества немецкого "проклятого поэта" от кино, выполненный датским критиком Кристианом Браадом Томсеном.
Московский кинофестиваль пройдет с 19 по 26 июня
Расписание сеансов – на официальном сайте www.moscowfilmfestival.ru