Недавно в Америке скончалась Заха Хадид – выдающийся архитектор современности, британка иракского происхождения, которая работала по всему миру. Нарушенная геометрия, кинетика, искаженная перспектива, острые углы или, наоборот, крутые волны – вот основные черты ее сооружений. В Германии состоялся ее дебют и именно здесь можно увидеть сразу несколько образцов ее творчества.
Заху Хадид называли "королевой изгибов" и "поэтом косых форм": она была ярким представителем деконструктивизма в архитектуре. Большое влияние на становление ее стиля оказали русские художники Казимир Малевич и Эль Лисицкий. Хадид придумала ломаную конструкцию из балок и осколков, в ее зданиях стены плавно перетекают в полы, потолки покрыты волнами и пузырями, стеклянные фасады будто растворяются, перенося посетителей в иное измерение. Хадид придавала зданиям неожиданную экспрессию и учила зрителя воспринимать архитектурные объекты эмоционально. Ее часто критиковали, ей не уставали восхищаться – равнодушным не оставался никто.
Свою карьеру Хадид начала в компании голландца Рема Колхаса. В 1980 году основала собственное бюро Zaha Hadid Architects. Сегодня на его счету более 950 проектов в 44 странах мира, среди них: Национальный музей искусств XXI века в Риме, центр Sky Soho в Шанхае, кампус Венского экономического университета, Музей Риверсайд в Глазго и многое другое.
За проект Центра водных видов спорта в Лондоне Хадид получила Притцкеровскую премию, став первой в мире женщиной, награжденной этим архитектурным эквивалентом "Нобеля" или "Оскара".
В Германии также можно увидеть несколько реализаций проектов Захи Хадид, многие которые считаются поистине революционными.
Пожарное депо
Начать нужно с того, что дебютная работа будущего всемирно известного архитектора была реализована именно в Германии. Это было пожарное депо на мебельной фабрике Vitra в городе Вайль-на-Рейне (земля Баден-Вюртемберг). Символично, что предприятие в своем дизайне воспроизводило лучшие наработки конструктивистов – Кандинского, Гроппиуса, Корбюзье.
Пожарное депо в городе Вайль-на-Рейне, фото: Wikipedia
После большого пожара на фабрике компания собрала собственную пожарную бригаду, а Хадид было предложено спроектировать для нее помещение. Из маленького гаража архитектор создала депо в лучших традициях конструктивизма, похожее одновременно на ожившую картину Малевича и на стратегический бомбардировщик "Стелс". Проект стал визитной карточкой Хадид, о ней заговорили, а в созданной ей пожарной части действительно дежурили пожарные и хранились брандспойты. Сегодня в этом помещении открыт дизайнерский Музей стула.
Дом-утюг
Следующим реализованным немецким проектом Хадид стал "Дом-утюг" на улице Штреземаннштрассе в берлинском районе Кройцберг. Проект дома был одним из победителей Международной строительной выставки 1987 года. Однако его строительство шло очень медленно и было завершено лишь спустя семь лет. Дом стал очередной находкой архитектора: восьмиэтажное жилое здание длиной 16 метров и шириной всего 2,7 метров, острый угол, наклонные стены и бронзовая отделка с интересным эффектом светоотражения.
Хадид хвалили за умение придумать конструкцию и вписать ее даже в самые "стесненные" условия. Благодаря этому ее постепенно стали признавать одним из главных теоретиков современной архитектуры.
Центральное здание BMW
Центральное здание немецкого автогиганта BMW, построенное в 2005 году в Лейпциге, критики называют "мощным гимном современной промышленности". Этот комплекс – не просто художественная достопримечательность или офисный центр, а основная часть завода, где более пяти тысяч рабочих каждый день производят автомобили.
Центральное здание BMW в Лейпциге, фото: Wikipedia
Главное достижение здесь – сочетание внешней формы и плавной структуры с космической точностью и четким распределением производственных процессов внутри помещения. Завод BMW был одним из самых амбициозных и одним из наиболее успешных проектов Захи Хадид, поскольку он доказывал, что творческий подход может быть полноценной основой для совершенной инженерной конструкции, соответствующей самым высоким промышленным требованиям.
Музей науки и техники Phaeno
И, наконец, самым крупным проектом Хадид в Германии стало "гипнотическое" здание интерактивного музея науки и техники Phaeno в Вольфсбурге. Научный центр с более 350 экспериментальными станциями, рельефными холмами, долинами и кратерами – очень характерное произведение Захи Хадид. Мощное строение поддерживают конусообразные опоры, за счет чего оно кажется легким, как бы «парит» над землей и похоже на корабль без единого прямого угла.
Это первое здание в Германии из самоуплотняющегося бетона, позволяющего выполнять уникальные конструкции с большим количеством арматуры. Оно завоевало одну из наиболее престижных наград в области архитектуры RIBA и укрепило место Захи Хадид на пьедестале современных мастеров. Сама автор говорила: "Phaeno – это наиболее законченное изложение моих поисков комплексности, динамики, многослойности архитектурного пространства".
Помимо масштабных архитектурных строений Хадид создавала мебель, выставочные павильоны, проектировала салоны самолетов, работала над концертными декорациями и даже занималась дизайном обуви.
Многие ее творения экспонируются в музеях современного искусства по всему миру. В Германии ее работы малых форм можно увидеть в Немецком музее архитектуры во Франкфурте. Одним из последних "внеархитектурных" проектов Хадид стала серия яхт для немецкой верфи Blohm+Voss. Концепция 128-метровой "суперяхты" и пяти яхт поменьше была представлена в 2012 году: ослепительно белые, просторные яхты обладают скульптурными органическими формами, и каждая из них – уникальна. Причудливая, «инопланетная» конструкция судна идеально сочетается с инженерными параметрами, которые особенно важны на воде. Этот проект архитектурного классика Захи Хадид стал очередным торжеством внешней художественности и динамичности технических характеристик.