Наверное, каждый хоть раз побывавший в Вене турист-путешественник знает имя австрийского архитектора Хундертвассера. Для австрийцев Хундертвассер означает ничуть не меньше, чем Гауди для каталонцев.
Талантливый художник-архитектор, он не только воплощал в жизнь самые невероятные проекты, но и стремился создать свою философию искусства, свой концепт сосуществования человека на едином пространстве с природой.
Если почитать биографию Хундертвассера, поражаешься, сколько трудностей выпало на долю этого человека, и не перестаешь восхищаться его творческому гению и энтузиазму, с которым он создавал свои работы.
Хундертвассер родился 15 декабря 1928 г. в Вене, в семье отца-австрийца и матери-еврейки. Малыша назвали Фридрихом. Позже он переделал свое имя в Фриденсрайх (Friedensreich) и взял себе фамилию Hundertwasser вместо своей настоящей фамилии Stowasser. Русскому человеку в его настоящей фамилии неслучайно слышится корень “сто” — “Сто вод” или “Хундертвассер” неслучайно выбрал себе такой псевдоним. С одной стороны, это имя говорит об изобилии, с другой стороны, отсылает аллюзию к старинному русскому зодчеству, сказочным домикам и луковичным куполам, которые позже станут неотъемлемыми атрибутами творений Хундертвассера.
Его псевдоним Friedensreich можно перевести на русский язык как “богатый миром”, и это имя опять-таки неслучайно: Хундертвассер, будучи ребенком, прошел через голод и гонения на евреев во времена Второй мировой войны и всю жизнь стремился к миру и гармонии. Гитлеровские сподвижники оставили в живых из всех членов семьи только его одного и мать.
После войны в 1948 году Фридрих поступает в Венскую академию изящных искусств и начинает усиленно заниматься творчеством. Из Вены художник уезжает в путешествие по Италии, а затем в Париж, в знаменитую Ecole des Beaux Arts. В Париже его ждут тяжелые времена, лишения, голод, но несмотря ни на что, молодой художник продолжает разрабатывать свою концепцию идеального дома, вдохновленный творчеством Эгона Шиле.
Концепт
Хундертвассер считал, что самое ужасное, что могут придумать люди — жить в одинаковых серых бетонных домах-коробках. Его концепт идеального дома — это многогранное нелинейное пространство, царство обтекаемых форм и отсутствие строгой геометричности. В Вене Хундертвассер организовал проект по переделыванию бетонных домов-коробок в разноцветные сказочного вида домики.
Зачем делать одинаковые окна и двери, или красить стены в один цвет, если каждый жилец может покрасить часть стены возле его окон в тот цвет, какой ему нравится? Зачем вырубать деревья и кустарники, чтобы строить новые дома, если можно посадить деревья на крыше, а кустарникам позволить расти вдоль стен? Зачем строить прямую крышу, если можно разбавить ее монотонность куполами и башенками?
Луковичные купола-маковки, как на старинных русских церквях и соборах, считаются фирменной визитной карточкой Хундертвассера. В своих архитектурных работах он использует большое количество разноцветной мозаики, складывающейся в причудливые витиеватые узоры на фасадах домов и внутри комнат.
Он не только разрабатывал концепции для крупномасштабных построек, но и стремился воплотить многообразие природных форм и расцветок в обычной жизни, в самых тривиальных предметах — лестницах, балконах, железнодорожных вокзалах и общественных туалетах, превращая их в настоящие произведения искусства.
Пожалуй, одно из наиболее известных творений Хундертвассера — тот самый Hundertwasserhaus в Вене, возле которого всегда полно туристов с фотокамерами:
Этот дом примечателен не только своим внешним видом, но и особенным внутренним распорядком: детям разрешено здесь рисовать на стенах, а на всех горизонтальных площадках дома должна расти трава и деревья, которые могут произвольно расти также изнутри дома наружу, к солнцу. Все окна дома, двери и другие проемы обрамлены деревом или выложены мозаикой так, чтобы не оставалось острых углов. Этот необычный дом находится на углу улиц Kegelgasse и Löwengasse в Вене, в нем расположены 52 квартиры и 4 офисных помещения и магазина, а также 16 частных и 3 общественных террасы.
Еще одно известное творение Хундертвассера — жилой комплекс “Зеленая Цитадель” (Grüne Zitadelle) в немецком Магдебурге. В этом удивительном строении разместились чуть больше 100 квартир, кафе, есть даже отель, бар, киоск и подземный гараж. В отдельных квартирах пол в ванной и на кухне выложен яркой мозаикой с уникальными орнаментами в типичном стиле Хундертвассера, снаружи внимание привлекает отсутствие прямых линий и плавность форм, несимметричные окна, купола-луковки в фирменном стиле художника и типичные цвета: коричневый, зеленый, голубой, розово-красный.
Туристу, приехавшему сюда в поисках “зеленой цитадели” не стоит вводить себя в заблуждение названием цвета: это строение снаружи покрыто розовой, а не зеленой краской. За 6 евро можно попасть на экскурсию по дому, заглянуть внутрь нескольких квартир и самому увидеть, что же необычного в подземном гараже, дворе и крыше этого дома. Тот факт, что на крышах дома расположено много зеленых насаждений, отчасти объясняет название “зеленая цитадель”.
Еще один неординарный проект Хундертвассера — мусоросжигательный завод в Вене, снаружи похожий на сказочную фабрику. Ну разве можно догадаться, для чего на самом деле предназначено это здание по одному его внешнему виду?
Хундертвассер оставил миру в наследство не только ряд необычных сооружений, но и новую философию строительства, в котором человек не перекраивает природный ландшафт под себя, а наоборот, старается подстроиться под природу, не нарушая гармонии природных линий и форм. Использование экологически чистых и переработанных материалов в сочетании с буйством цвета и красок, отсутствие острых углов — вот, пожалуй, главные характеристики работ этого австрийского гения.
Очень жаль, что многие из его задумок так и остались нереализованным: долгие годы художник боролся за то, чтобы человек и природа сосуществовали бок о бок, дополняя друг друга, и чтобы наши города и дома перестали выглядеть как серые и безликие бетонные коробки. Начиная примерно с 60х годов прошлого века работы Хундертвасссера были нарасхват в разных странах мира: художнику предлагали заняться дизайном и оформлением различных книг, в том числе и иллюстрациями Библии, дизайном флагов различных государств, дизайном автомобильных номеров, плакатов, фасадов домов и крыш. Ходит много слухов о том, какие баснословные гонорары художнику предлагали за его работы и как часто он от них отказывался, если ему удавалось в итоге полностью реализовать свою задумку.
Неслучайно и после смерти художника его сказочные творения не перестают вдохновлять дизайнеров и архитекторов, а мы не перестаем удивляться гениальности художника.