Идем в типичный немецкий супермаркет за продуктами! Где парковать машину? Как оплачивать покупки? Чего русскому не найти в немeцком супермаркете? Кто там работает и как?
Обо всем этом мы узнаем из первой статьи цикла "Жизнь в Германии" на Deutsch-online.
Приезжаем на стоянку. Как правило, у входа в каждый супермаркет находится стоянка Parkplatz для личных авто. Иногда стоянка может находиться в подземном гараже или даже на крыше магазина. Платить за стоянку не нужно, если не отовариваться больше часа (в некоторых супермаркетах 2-3 часа). Стражи порядка, называемые здесь Ordnungsamt, переодически проверяют персональные часы Parkscheibe вашего авто. Если же при въезде на стоянку нужно было проехать через шлагбаум (слово, кстати, немецкого происхождения schlagen+Baum), выдается талончик Parkkarte. Этот талончик стоит прокомпостировать при оплате на кассе. Иначе придется оплатить парковку. В немецком супермаркете, в отличие от русских магазинов, никогда не найти охранника у дверей и камер хранения личных сумок. В любой продуктовый супермаркет можно зайти с сумкой/чемоданом/пакетом любого размера. Но за покупателями здесь следят не только камеры видеонаблюдения, но и детективы!!! Эта профессия называется по-немецки Kaufhausdetektiv. Обычно это мужчины в гражданской одежде. Детективы xодят по магазину, делая вид, что рассматривают что-то на полках. На самом же деле они наблюдают за подозрительными покупателями.
Каждый немец приходит в супермаркет с 3 предметами: кошельком, пакетами для покупок и пустыми бутылками. Чем это объясняется? Покупая напитки, покупатель оплачивает не только содержимое, но и бутылку/тару/ящик сверх того. (Про это мы уже писали в нашей статье "Как и зачем немцы сортируют свой мусор?") Сдаем бутылки в автомат приема пустой тары Leergutannahme, получаем Pfandbon, который мы предъявим на кассе при оплате наших покупок.
Для покупок в немецком супермаркете нам пригодится корзинка Einkaufskorb. Если же мы собираемся сделать покупку на неделю, как это часто делают немцы, то лучше всего взять тележку Einkaufswagen. Такие тележки стоят уже на улице или же в самом магазине. В России за такие тележки ответственны дядечки в униформе, в Германии же таких дядь нет: покупатели берут себе тележку с „базы", оставляя за нее залог в размере 50 центов, 1 евро или 2 евро, и после покупок ставят тележки на „базы" обратно.
Заходим с тележкой в магазин. Справа и слева покупателя встречают предложения недели и продукты определенных акций супермаркета. В сентябре в глаза сразу бросаются тыквы, в ноябре рожденственские сладости, в декабре елки. Первый отдел в супермаркетах, как правило, отдел фруктов, овощей и свежих приправ. За счет того, что фрукты и овощи находятся практически у входа в магазин, у покупателя складывается впечатление, что в этом супермаркете он не только „затаривается" необходимыми продуктами, но и покупает полезное для здоровья. В отделе фруктов и овощей с некоторого времени имеется также отдел BIO. Здесь те же самые продукты продаются в 2-4 раза дороже, но гарантируют экологически-чистое производство (без добавления химических удобрений).
Сравните: 1 кг яблок стоит 1.80 евро, 1 кг БИО-яблок 3.20 евро. Но зачастую именно прилавки BIO бывают опустошены.
Проходим дальше. Следующий отдел, молочный, растягивается аж на метров 15-20. Здесь каждый прoдукт представлен 5-15 фирмами. Но среди этих фирм не только известные брэнды, но и продукция совственного производствa Eigenmarke. В супермаркетаx REWE, например, она называется Ja! (Да!) Эта продукция оформлена попроще, цена на нее намного ниже. Но это не говорит о том, что качество ее хуже. Но продукцию собственного производствa можно найти только после самых дорогих товаров, в самом дальнем углу. Другой пример: продукт расположен на трех полках. Самый дорогой из всех занимает почетное место – на уровне глаз покупателя. Продукция по средней цене располагается ниже, за ней нужно нагнуться, a самые дешевый товар расположен на уровне пола. Здесь вы Eigenmarke и найдете.
Отдел с замороженными готовыми продуктами Fertigprokukte растягивается на весь следующий зал. Не мудрено! Продажа именно этих продуктов (пицца, суши, рыба) приносят супермаркетам самый большой доход. При выборе продукта в этом зале придется набраться терпением, так как ассортимент замороженных готовых блюд достигает тысячи!
Помимо упакованного сыра, мяса и колбасных изделий, в супермаркетах есть и специализированные Käseabteilung, Wurstabteilung, Fleischabteilung. Работают здесь продавцы, специализировавшие себя во время Ausbildung (целых 3 года) на определенный продукт: только сыр, только свежее мясо или только колбасы, например.
Их работу можно оценить в этом видео:
Далее следуют оргомные прилавки с приправами, выпечкой, орехами и всем прочим, что можно найти и в других странах. Но чего же не найти русскому в обычном немецком супермаркете?
гречка, овсяная каша;
маринованные помидоры (огурцы можно найти легко, а вот помидоров нет!);
сырки, творог (такого рассыпчатого здесь нет, здешний творог это наша сметана);
Если эти продукты и бывают в супермаркетах, то как русские "шпециалитеты".
Отдел напитков Getränkeabteilung занимает в супермаркетах огромную территорию (иногда даже собственные этажи). Продукция соков, пива и других напитков здесь выставлена не штучно, а (!) ящиками. Да-да, поверьте! Если немец идет за пивом, то покупает не бутылку и не две и не три, а ящик! Поэтому наши тележки снабжены специальным этажом для пивных ящиков.
В супермаркетах также можно непременно найти отдел с моющими средствами и средствами личной гигиены. И среди этого товара присутствует Eigenmarke.
Наконец-то продвигаемся к кассе! В Германии существует несколько видов касс: кассы самообслуживания Selbstbedingungskasse, где покупатель сам сканирует, сам оплачивает, сам упаковывает; кассы быстрого обслуживания Schnellkasse, если у вас менее пяти наименований товара, и нормальные кассы Kasse.
Продавцы на кассах обычно приветствуют покупателя, иногда спрашивают, все ли он нашел в магазине, доволен ли он сервисом. На прощание от продавцов можно услышать стандартные: Schnönen Abend noch! Schönen Tag! Schönes Wochenende!