Отрицательные рождественские персонажи Германии и Австрии
Кто портит Рождество детям в Германии? Кто такие Кнехт Рупрехт, Перхта и Крампус? Как появились в немецком фольклоре отрицательные рождественские персонажи?
Рождество в немецкоговорящих странах носит далеко не такой уж и светлый характер, как может показаться на первый взгляд. Сегодня мы расскажем о том, какие персонажи сопровождают святого Николая и Вайнахтсмана в канун Рождества, и надо сказать, они совсем не безобидные.
ГАНС ТРАПП (Hans Trapp, Père Fouettard)
Одним из антиподов святого Николая (День святого Николая — Nikolaustag — отмечается 6 декабря) считается Ганс Трапп (он же Отец Фуэтар). Данный персонаж популярен в соседней Франции у немецких общин Эльзаса и Лотарингии. Чаще всего он изображается грубым персонажем в чёрной одежде, с бородой, цепями и розгами, при этом постоянно издающего дикий рев.
Согласно одной из легенд, Ганс Трапп был алчным богачом, заключившим сделку с дьяволом. Из-за этого он был впоследствии отлучен от церкви и отправлен в лес. Тогда злодей решился на коварный ответ. Переодеваясь соломенным пугалом, он охотился на заблудившихся в лесу детей и пожирал их. Лишь один мальчик, избежавший акта каннибализма со стороны негодяя, стал усердно молиться богу и тот внял его просьбам, поразив нечистивца ударом молнии. Но усмирить злого Ганса полностью не удалось, и теперь каждый год в канун Рождества он ходит по улицам городов, наводя страх и ужас на непослушных детей в образе все того же пугала.
РЫЦАРЬ-СЛУГА РУПЕРТ/ РУПРЕХТ (Knecht Ruprecht)
Ещё один рождественский персонаж, сопровождающий святого Николая — рыцарь Руперт (он же Кнехт Рупрехт). Руперт — это седой старик с длинным посохом в одной руке и мешком с пеплом — в другой. Бывает, что он едет на белом коне, а иногда его сопровождают феи с зачерненными лицами. Главный вопрос, который он постоянно адресует детям, заключается в их умении молиться. Если ответ положительный, то Руперт одаривает их яблоками, орехами, пряниками и другими сладостями. Если отрицательный, или же ребёнок не даёт ответа, то персонаж шлёпает его по голове мешком с пеплом или бросает ему бесполезные и ненужные вещи: куски угля, палки, камни и прочий мусор.
Вообще, имя «Рупрехт» — одно из типичных обозначений дьявола. Братья Гримм приводят ему аналог в виде домашнего эльфа-шалуна Пака, популярного у англичан и датчан (о сказках братьев Гримм у нас есть отдельная статья). Порой он хромает из-за детской травмы, а его чёрные одеяния и грязное лицо относят к саже, собираемой им во время спуска по дымоходу. Иногда Руперт предстаёт святым. В соседней с Германией Австрии есть даже день его памяти — 27 марта. Его прототипом служит католический священник Руперт Зальцбургский.
Интересно, что немецкий композитор Роберт Шуман даже посвятил этому персонажу одноименную пьесу „Knecht Ruprecht“, которая известна в русском переводе как «Дед Мороз» из «Альбома для юношества».
БЕЛЬСНИКЕЛЬ (Belsnickel)
Одним из популярных рождественских персонажей баварского фольклора является Бельсникель. Его рисуют косматым бродягой в рванье из звериных шкур, который поощряет сладостями послушных детей и воспитывает розгами сорванцов и хулиганов. Несмотря на устрашающий образ, Бельсникель всё же далеко не самый жестокий персонаж.
ПЕРХТА (Frau Percht/ Perchta)
Фрау Перхта — образ злой ведьмы. Иногда вместо официального имени этого персонажа можно услышать имя Берта. В Италии её аналогом выступает колдунья Бефана, на территориии Чехии её зовут Пехтра. Толкование её имени означает «блестящая, возвышенная». Одно время у Перхты была исключительно положительная роль, и она считалась тождественной другому божеству — Хольде. Но со временем функции обеих разделились, и Перхте досталась роль устрашения и запугивания. Она носит белые одеяния и имеет гусиные ноги.
День Перхты всегда выпадал на двенадцатую ночь, или Крещенский вечер. В канун этого события принято готовить кашу или рыбу. Жирные яства — обязательный атрибут дня Перхты. Поскольку Перхта — женский персонаж, то своё внимание она всегда фокусировала на маленьких девочках. Если девочка вела себя хорошо и прилагала усердие в домашнем труде, то ведьма всегда оставляла ей серебряную монету. Если же девочки ленились или бездельничали, то колдунья могла вскрыть им животы своим ножом и напихать в чрева камни и солому. Это поверье до сих пор сохранилось в баварском и австрийском фольклоре.
Интересный факт: иногда Перхту можно увидеть в пугающей козлиной маске, что очень роднит её с другим бесом — Крампусом.
КРАМПУС (Krampus/ Klaubauf, Bartl)
«Рождественский чёрт», которого в Германии зовут Крампусом, также является спутником и антиподом Николая. Этот бес сопровождает его в ночь с 5 на 6 декабря каждого года. Основная его роль — наказывать капризных детей. Если ребёнок вёл себя плохо, то Крампус кладёт тому под подушку кусочек угля, либо засовывает его в свой мешок, чтобы отнести в свою пещеру и затем съесть в день Рождества. Согласно другим легендам, Крампус, похищая детей, уносил их в свой замок, а после сбрасывал сорванцов в море с обрыва.
Имя этого персонажа происходит от немецкого архаизма krampen (бав. Krampn), означающего «коготь» или «нечто высохшее, мертвое». Каждый год за три недели до Рождества в Австрии устраиваются шествия Крампусов, носящие также название «Крампусовы бега» (Krampuslauf). В костюмы Крампусов наряжаются исключительно мужчины. В ночь с 5 на 6 декабря они ходят по улицам городов с колокольчиками на шее, пугая прохожих.
В XX в. отношение к Крампусу было слишком прохладным; этот образ являлся олицетворением сатаны и порождением зла. Использование Крампуса в канун Рождества было в Австрии под запретом во время режима Дольфуса. Но уже к концу прошлого столетия Крампус был восстановлен в своих правах и стал обязательным рождественским атрибутом, без которого не обходится ни одно празднование. Неизменный образ Крампуса — уродливая козлиная морда с рогами, высунутым языком и большими острыми зубами.
Иногда Крампуса можно встретить не только с колокольчиками, но и цепями и даже розгами или хлыстом, которыми он шлёпает непослушных детей. В немецкой традиции Крампуса иногда зовут «рогатым Николаем» (Hörnernickel). Судетские немцы (Судеты — пограничная с Германией область Чехии) именуют его Klausentreiben (Клаус-дикарь), швабы — Klausjagen. В Австрии у него есть такие имена как Klaubauf, Bartl, Niglobartl, Wubartl. В австрийской исторической области Зальцкаммергут его зовут Kramperl (добавляя уменьшительный суффикс -erl).
Кстати, в 2015 г. за океаном был даже снят художественный фильм в жанре ужасов, который был назван в честь этого рождественского персонажа.
ТОМЕРЛЬ (Thomerl)
С этим персонажем, чей день выпадает на 21 декабря, тоже связана тёмная история. В этот день в Австрии отмечается День святого Томаса, у которого есть и злое обличие — Томерль. Этот злой старик также занимается обходами домов, вламываясь в домашний очаг через входную дверь, огороженную вилами в положении крест-накрест или через дымоход. Случайным образом он указывал пальцем на одного из членов семьи и записывал имя потенциальной жертвы в свою книгу смерти. По преданиям, это означало, что человек, чьё имя появится в книге Томерля, будет испытывать в грядущем году проблемы со здоровьем либо вообще уйдёт из жизни. Ради того, чтобы избежать неприятностей, приходилось задабривать Томерля различного рода угощениями. Таким образом, Томерль менял гнев на милость и стирал имя жертвы из своей книги.
Интересный факт: играть свадьбы в Австрии в декабре — дурная примета, поскольку это месяц покоя и подготовки к Рождеству. Зато жениться в мае в стране наоборот, считается благим знаком, так как май — месяц пробуждения природы.
А если вам стало интересно узнать больше о свадебных традициях в Германии, то переходите по ссылке и читайте нашу статью.
Вот такие персонажи Рождества и новогодних праздников известны в немецком ареале.