Логотип журнала школы немецкого языка Deutsch Online
  Немецкий в соцсетях          

10.04.2024 9848

Что такое «перевёрнутый класс»

Flipped classroom: что такое «обратный класс»? Разбираем одну из самых популярных моделей смешанного обучения, рассказываем о её особенностях и недостатках, а ещё о том, как она применяется в Германии и России.

Перевёрнутый класс
Источник фото: Freepik.com

История создания модели перевёрнутого класса

Для некоторых «перевёрнутый класс» стал синонимом активного обучения. Эта педагогическая технология построена на идее, что привычные всем нам лекции — не самое эффективное использование учебного времени. Вместо этого учащимся предлагается ознакомиться с материалами перед уроком, освобождая время занятия для практики.

Технология «перевёрнутого» обучения стала широко применяться в начале 2000-х годов, когда её популяризировали учителя химии Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), а также основатель Khan Academy Салман Хан (Salman Amin Khan). Однако концепция перевёрнутого обучения уходит корнями гораздо глубже.

В 1990-х годах профессор Гарварда Эрик Мазур (Eric Mazur) разработал модель обучения, в которой он предоставлял студентам лекционный материал перед уроком, а затем использовал время занятий не для классической передачи знаний от учителя к ученику (по терминологии автора — knowledge transfer) для развития критического мышления, вовлекая учащихся в дискуссии со сверстниками и таким образом позволяя им закреплять изученный материал, делать его частью своей системы знаний (по терминологии автора — knowledge assimilation).

Преимущества данной модели перед традиционной показаны на схеме:

Схема

Позже эта модель была расширена за счёт включения технологических элементов.

В 2000 г. вышли в свет сразу две работы, авторы которых в поисках более эффективной системы обучения предложили «перевернуть» урок таким образом, чтобы действия, обычно совершаемые в классе, совершались вне класса, и наоборот. Учитель в такой системе определялся как координатор и наставник. Авторами этих статей были М. Лэйдж (M. Lage) , Г. Плат (G. Platt) и М. Треглиа (M.Treglia), позже выпустившие одну большую работу: «Переворачивая урок: путь к созданию инклюзивного обучающего пространства» (Flipping the Lesson: The Path to Creating an Inclusive Learning Space).

Сегодня доступность онлайн-инструментов для совместной работы и платформ для обмена контентом позволяет преподавателям реализовать «перевёрнутое обучение». Такие инструменты и ресурсы, как Screenr, Webinaria, YouTube, Vimeo, iTunes U, Khan Academy, Open Yale Courses, упрощают создание и распространение видео (отдельных лекций или целых курсов), а также дают возможность выкладывать и предоставлять их студентам для самостоятельного изучения.

Особенности и принципы методики обучения

«Перевёрнутый класс» — это педагогическая технология, в которой традиционные лекции и домашние задания меняются местами. Материал лекции, которую учитель должен был читать на уроке, заранее предоставляется ученикам для самостоятельного изучения дома. А вот домашние работы с задачами и примерами разбираются уже на занятии вместе с практической отработкой.
Сравнение форматов обучения
Источник фото: flippedlearning.org

Классное время используется как семинар, где студенты выполняют задания, которые помогут им применять полученные после просмотра лекции знания на практике и отточить свои навыки во время взаимодействия с другими учащимися. Преподаватель должен присутствовать больше как координатор, который поощряет исследования и дискуссии.

Как вы уже могли догадаться, существует несколько способов «перевернуть» класс. Они делятся на подтипы в зависимости от различий в распределении учебного материала, использовании классного времени или типа учащихся.

 Стандартный перевёрнутый класс

Этот тип представляет собой традиционный подход «перевёрнутого класса», когда студентам предлагается просмотреть видеолекции и прочие учебные материалы перед уроком. Время в классе посвящено закреплению знаний.

 Микроперевёрнутый класс

В классах этого типа короткие видеолекции используются в качестве учебного материала вместе с небольшими заданиями дистанционно. Оставшуюся часть лекционного материала и заданий студенты разбирают уже с учителем.

 Перевёрнутый класс, ориентированный на обсуждение

Домашнее задание даётся в виде видеолекций и текстовых материалов. Студенты просматривают их, а на занятии с учителем обсуждают пройденное. Таким образом, изучив лекционный материал заранее, на занятии студенты смогут погрузиться в тему глубже, поделиться мнением и даже поспорить о предмете изучения.

 Перевёрнутый класс на основе демонстрации экрана

Точные дисциплины, такие как математика, химия или физика, требуют тщательных инструкций при изучении материала. Например, в геометрии любая оплошность в вычислении может повлиять на результат. В таких случаях для создания обучающих видеороликов используются инструменты записи экрана, на котором преподаватель решает задачи, строит графики функций и т.д.

Вместо того, чтобы изучать тему в классе, учащиеся могут изучить тему по видео и при необходимости проматывать его или ставить на повтор, если с первого раза понять урок не удалось. На очных занятиях студенты решают подобные задачи самостоятельно, благодаря чему можно понять, как усвоился материал.

 Искусственно перевёрнутый класс

Это модель, ориентированная на юных учащихся. Суть в том, что ученики младших классов или дошкольники смотрят детские обучающие видеоролики с рисунками, мультяшными героями и простыми пояснениями дома. В классе учитель проверяет, насколько хорошо они усвоили материал, и в случае необходимости, дорабатывает упущенные моменты. Это помогает также проработать вопросы, возникающие у учеников, персонально.

 Групповой перевёрнутый класс

Групповая модель делает упор на совместное обучение. Студенты просматривают дома лекционный материал, а на очных занятиях обсуждают его друг с другом: объясняют тем, кто что-либо не понял, спорят о неясных моментах. В таком типе обучения учитель выполняет роль координатора: поправляет в нужных моментах, но старается не вмешиваться в процесс.

 Смена ролей

В данном типе перевёрнутого класса ответственность за обучение берут на себя ученики, а не учитель. Они создают видео и презентации, предоставляя материал по заданным темам. Такие работы помогают учителю понять, насколько хорошо учащиеся усвоили информацию, и создать ценный архив из хороших работ для будущих учеников. На данный тип перевёрнутого класса похожи семинарские занятия в университетах и колледжах.

Конечно, эта модель может быть применена только для старших школьников или студентов вузов и колледжей.

Благодаря множеству существующих моделей, каждый учитель сможет подобрать наиболее подходящий формат для класса. Перевёрнутое обучение – это разумное экспериментирование и адаптация в соответствии с потребностями и требованиями учащихся.

Хотите стать частью команды Deutsch Online? Школа предлагает гибкий график с возможностью работать удалённо из любой точки мира! От вас требуется знание немецкого языка не ниже уровня C1, опыт работы с детьми или взрослыми и желание развиваться в профессии педагога. Готовы попробовать? Отправьте заявку, и менеджеры школы свяжутся с вами!

 

Отправить заявку

 

Для чего нужна эта схема обучения

Перевёрнутое обучение набирает популярность благодаря адаптивности, гибкости и доказанной эффективности. Однако успешность применения данной модели напрямую зависит от планирования и качества предоставляемого ученикам материала.

«Перевёрнутый класс» производит революцию в традиционном обучении, решая такие проблемы, как
  • неэффективность и перегруз учителей,
  • низкая вовлечённость студентов в процесс обучения
  • и отсев во время курса.
Он показывает и лучшие академические результаты.

Начиная рассматривать перевёрнутое обучение как систему, мы можем заметить его эффективность. Такие занятия могут вовлекать студентов необычными форматами, способствуя их участию в процессе посредством увеличения времени практического обучения.

Перевёрнутое обучение также способствует здоровому взаимодействию между участниками на взаимовыгодной основе, что является важной функцией системы. Студенты учатся не только предмету, но и общению друг с другом. Благодаря этому они могут лучше закреплять полученные знания и одновременно тренироваться в навыке формулировки мыслей.

Преимущества и недостатки

Как и любая система, модель «перевёрнутого» класса имеет свои преимущества и недостатки. Мы раскроем эти аспекты как для преподавателей, так и для учащихся.

➤ Для преподавателей:
 
ПЛЮСЫ МИНУСЫ
не нужно тратить время занятий на лекционный материал, можно посвятить его практике нужно заранее подготавливать качественный материал для домашнего изучения учениками
больше возможности тесно сотрудничать с учениками, узнавать их и оказывать необходимую помощь необходимо заранее детально продумать, как будет использоваться учебное время
улучшаются результаты учеников, повышаются их оценки поскольку такая модель обучения подразумевает большое количество работы учащимися вне занятий, учащиеся могут быть недовольны и демотивированы
легче обнаруживаются пробелы, которые можно быстро закрыть во время занятий, а не ждать дня контрольной до введения в постоянную практику этого метода придётся научить студентов учиться самостоятельно


➤ Для учеников:
 
ПЛЮСЫ МИНУСЫ
возможность учиться в своём темпе необходимость самостоятельно контролировать процесс обучения — неусидчивые ученики могут столкнуться с трудностями
есть возможность для обучения на более высоком уровне за счёт самостоятельно изучаемого материала придётся тратить на предмет намного больше времени
улучшение вовлечённости в предмет и как результат — успеваемости
развитие когнитивных навыков (память, восприятие, мышление, внимание), которые будут полезны в будущем

Вакансия для учителей немецкого, баннер

Как применяется методика в России и Германии

Подход «перевёрнутый класс», зародившийся в США, за последние годы получил распространение в Германии. Например, в гамбургской школе WABE International School по этой методике обучают как отстающих, так и продвинутых учеников, благодаря тому, что уроки могут быть адаптированы под общий уровень класса или даже отдельного ученика.

Образовательные видеоролики Маркуса фон Амсберга, доступные бесплатно на YouTube, используются не только его учениками, но и более широкой аудиторией, включая иностранных студентов. Несмотря на критику со стороны некоторых коллег за его медленную и чёткую речь в видео, Амсберг заявляет, что это помогает более слабым ученикам и неносителям языка понимать объяснения.
 

Даже если вы пока не собираетесь применять методику «перевёрнутого класса» на ваших занятиях, поделитесь с учениками ссылкой на канал Маркуса, он может быть очень полезен продолжающим, поскольку весь материал подаётся на немецком языке.


Биргит Йенсен, профессор германистики в Университете Восточной Каролины (ECU), использует специально созданные им обучающие видео, чтобы помочь своим студентам понять немецкий язык. Эти видеоролики позволяют студентам получать доступ к дополнительной информации в удобном для них формате, а отстающим — догонять программу и при необходимости просматривать что-то несколько раз, или же — пропускать.
 

В ECU даже создан институт наставничества онлайн-обучения для преподавателей, который помогает новичкам в онлайне эффективно выстроить программу.


В России же данную модель впервые апробировали в российских школах в 2012-2013 годах. Как основа для занятий в общеобразовательных школах она не прижилась, однако широко используется в университетах и онлайн-школах. Во многих из них исключены лекционные занятия: информацию учащиеся получают в виде заранее записанных вебинаров и статей, после чего студенты обсуждают свои домашние задания или мысли по теме с преподавателем.

Преподаватель
Источник фото: stockking на Freepik.com

Советы преподавателям

Переход к перевёрнутой модели требует трезвой оценки и детального планирования.

Во-первых, решающее значение имеет оценка внутреннего стремления учащихся к самостоятельному изучению материала. Может случиться, что студенты попросту не захотят тратить время на просмотр предложенных вами источников.

Во-вторых, важно удостовериться, что у всех есть необходимые электронные ресурсы: как минимум, техника и доступ к интернету.

Если вы убеждены в том, что данная модель вам подходит и все примут её с удовольствием, решите, как вы будете пользоваться временем занятий, и детально спланируйте их.

Найдите или создайте ресурсы, которые учащиеся смогут использовать дома. Это могут быть материалы для чтения, аудиофайлы, подборки сайтов со статьями или видео. Совсем не обязательно самим монтировать видео, готовить полезные таблицы или схемы, но важно убедиться, что у всех есть к ним доступ.

Обязательно удостоверьтесь, что студенты умеют использовать онлайн-ресурсы для учёбы. Несмотря на кажущуюся осведомленность подростков в сфере технологий, они зачастую испытывают трудности с навигацией в интернете. Проще говоря, навык прицельного гугления развит далеко не у всех ;)

Переход к онлайн-обучению сопряжён с многочисленными проблемами, которые могут возникнуть у учащихся. Лишь убедившись, что с таким форматом ни у кого не возникнет сложностей, и студенты действительно усваивают материал самостоятельно, можно постепенно переходить к данной модели обучения.

Не забывайте и про мотивацию: дополнительные выходные, бонусы в оценках, рекомендации для поступающих в вузы и другие «плюшки», которые помогут вашим студентам легче принять нововведение.

Перспективы модели обучения

Перевёрнутое обучение более эффективно в сравнении с классическим благодаря своей адаптивности и гибкости, а значит, у неё есть все шансы на большое будущее: она экономит ресурсы и время учителей, повышает успеваемость учащихся, развивает аналитическое мышление и коммуникативные навыки, которые имеют решающее значение в онлайн-ориентированном мире, и, что немаловажно, способствует самостоятельному обучению.

А если такой способ обучения подходит вам, можете попробовать внедрить его в свои занятия, результат точно вас порадует.
 


Материал готовила
Кристина Гуляева, команда Deutsch Online






Немецкий в Телеграм


День бесплатных пробных
онлайн - уроков

Запишитесь на
бесплатный пробный урок
в Deutsch Online!

16 мая
Для начинающих с нуля
и уровней А1, А2, В1.

Дарим 1.000₽ на покупку курса
всем участникам прямого эфира!
Записаться