Логотип журнала школы немецкого языка Deutsch Online
  Немецкий в соцсетях          

09.07.2024 5475

Религия в Германии

Какая религия больше всего распространена в Германии и как это складывалось исторически? Ходят ли современные немцы в церковь? Сегодня разберём вопросы вероисповедания в Германии и поделимся интересными фактами о немцах и их вере.

Религия в Германии

Религиозная жизнь в Германии очень разнообразна и отражает богатую историю страны и её культурное разнообразие. Будучи родиной Реформации, Германия сохраняет значительное влияние христианства, которое проявляется в двух главных конфессиях — католицизме и протестантизме.

Однако в последние десятилетия страна становится всё более многоконфессиональной с растущим числом мусульман, атеистов и представителей других вероисповеданий. В нашей статье мы расскажем об истории развития религии в Германии и проследим, как страна стала местом взаимодействия изначально противоречащих друг другу конфессий.

Современная статистика

Источник данных: www.bpb.de

Официально Германия является светским государством, но по статистике статистике остаётся всё же преимущественно религиозной страной: 74 процента из 82,3 миллионов немецких граждан принадлежат к какой-либо религиозной общине или называют себя таковыми. Подавляющее большинство из них (50,8 млн или почти 62%) являются членами одной из двух основных христианских конфессий — протестантами (25,1 млн или 30,5%) или католиками (25,7 млн или 31,2%). Среди нехристианских религиозных общин наибольшая доля приходится на мусульман — их в стране около 3,2 миллионов человек (что составляет почти 4% населения страны).

Хотя христианство не теряет своего общественного влияния, многие верующие немцы отмечают изменения как в религиозных традициях, так и в собственном образе мышления. И те, кто далёк от церкви, и те, кто ей верен, мыслят более индивидуально, чем раньше: влияние христианских догматов сильно ослабевает даже среди постоянных прихожан церкви. Например, из 74% формальных христиан только 54% считают, что существует такое понятие, как грех, и лишь каждый третий верит в воскрешение из мёртвых.

Взгляды на самого Бога также весьма расплывчаты: хотя около половины немцев более или менее твердо верят, что Бог — это личность, с которой можно говорить, 57% отождествляют Бога с природой, а идея о том, что Бог — это высшая ценность или «закон, действующий вечно», также является популярной — 46 и 42% соответственно. Можно сделать вывод, что религиозность современных немцев вовсе не обязательно связана с церквями как институтами, а внутри церквей существует значительный процент неортодоксальной религиозности.

Чтобы понять, почему христианство до сих пор играет доминирующую роль в немецком обществе, полезно обратиться к истории развития этой религии на территории современных немецкоговорящих стран.
 

Интересуетесь культурой Германии и жизнью немцев? Может, подумываете о переезде в эту страну? Тогда без немецкого не обойтись. В этом вам поможет школа Deutsch Online! Приходите на групповые курсы немецкого языка с сертифицированными преподавателями. Занятия проводятся на платформе в личном кабинете: уроки, весь материал для подготовки, тесты и задания в одном месте. Запишитесь прямо сейчас, количество мест ограничено!
   

Выбрать курс немецкого языка

 

История христианства в Германии

➤ Католичество

Христианизация Западной Европы по католическому образцу имела далеко идущие исторические последствия, которые ощущаются в Германии и по сей день. Для Римско-католической церкви было характерно иерархическое и территориальное мышление: верующие были организованы по приходскому принципу, то есть приписаны к соответствующему местному приходу. Несколько приходов образовывали епархию, которая подчинялась епископу, чьи решения были окончательно обязательными.

Несмотря на частные споры между епископами и Папой Римским, подобная религиозная система была очень стабильной и, как следствие, оказывала значительное влияние на культуру, способствуя развитию литературы, музыки и изобразительного искусства.

Многие католические монастыри были центрами образования и науки. Живущие в них монахи бережно хранили и переписывали рукописи, переводили трактаты античных учёных, совершенствовали познания в древних языках, искусстве рисования и каллиграфии. Под влиянием католической церкви были созданы шедевры искусства Северного Возрождения и множество образцов канонической религиозной музыки.

➤ Реформация и её последствия

Однако произошедшая в XVI веке Реформация полностью изменила религиозную карту Запада.

С 1512 года территории современной Германии были частью Священной Римской империи. Она существовала как относительно свободный союз различных отдельных государств, которые были связаны взаимной лояльностью с императором в роли главы объединения. В отличие от централизованных государств, таких как Англия и Франция, германский император не обладал полной властью, а зависел от князей, входящих в императорский совет. Император Карл V во время Реформации долгое время проводил за пределами империи, поскольку вёл войны против Франции и Османской империи.
 

Благодаря изобретению книгопечатания и просветительскому движению гуманистов, в это время получили широкое распространение труды философа и богослова Мартина Лютера.


Мартин Лютер активно критиковал Римско-католическую церковь, которая, казалось, становилась все более коррумпированной. Особенно возмутительным Лютеру казалась продажа церковью индульгенций — специальных бумаг, обещавших купившему прощение всех грехов после смерти. Именно активная торговля индульгенциями послужила основой для 95 тезисов, которые Мартин Лютер подал архиепископу Майнца 31 октября 1517 года. Этот день считается официальным началом Реформации в Германии.
 

Сейчас этот день является государственным праздником в девяти федеральных землях Германии (например, в Бремене, Гамбурге и Нижней Саксонии) из шестнадцати.


Другим важным трудом Лютера стал полный перевод Священного Писания на немецкий язык.

После выступления Лютера многие немецкие князья установили на своих землях новую религию — протестантизм. Это помогало им укрепить свой суверенитет по отношению к императору и избежать налогового бремени со стороны Рима, которое с каждым годом становилось всё тяжелее.

Между католиками и протестантами то и дело вспыхивали религиозные конфликты, однако в 1555 году Аугсбургским религиозным миром было провозглашено мирное сосуществование двух конфессий в границах одной страны. В соответствии с принятым указом, каждый князь был волен самостоятельно определять религию в своём княжестве.

Несмотря на все политические потрясения, вызванные Французской революцией, наполеоновским правлением, концом Священной Римской империи и образованием Германской империи в 1871 году, эта правовая ситуация изменилась очень незначительно. Она оставалась практически неизменной вплоть до распада империи в ходе Первой мировой войны и введения Веймарской конституции в 1919 году.

➤ Развитие религии в Германии после Веймарской республики

Веймарская конституция 1919 года положила конец режиму суверенной церкви. Статья 137 прямо гласила: «Не существует государственной церкви». В отдельном её разделе под названием «Религия и религиозные общества», в частности, провозглашались «свобода веры и совести и право на беспрепятственное исповедание любой религии», а также «строгое разграничение религиозной принадлежности и пользования гражданскими и общественными правами».
 

Так Германия официально стала светской страной, в которой религия больше не играла роли в управлении государством.


Однако процесс секуляризации начался в немецком обществе задолго до этого. Уже с конца XVIII века стала заметной растущая популярность атеистических позиций, которые часто основывались на социальной философии и естественных науках.

Наиболее резко ситуация изменилась в Берлине, выступавшим в роли передовой столицы Империи: к середине XIX века только 5% столичного населения посещало церковные службы. Когда в 1874 году в Пруссии был введён гражданский брак, количество церковных венчаний сократилось до 20%, а крещение проходила лишь половина детей.

Подобные тенденции в обществе были связаны, в первую очередь, с новыми научными открытиями (прежде всего, теорией Дарвина), которые поставили под сомнение многовековые христианские объяснения происхождения мира и человечества.

На протяжении первой половины XX века немецкие протестанты вынашивали план создания единой немецкой протестантской церкви, которая объединила бы местные региональные конфессии. В результате в августе 1945 года возникла Евангелическая церковь Германии (Evangelische Kirche in Deutschland, сокращённо EKD). Она представляет собой конфедерацию из 22 региональных протестантских церквей, которые имеют единый устав в части проповеди и богослужений.

В немецкой католической церкви, в свою очередь, наблюдается преимущественно централизованная система: 27 немецких епархий объединены в семь церковных провинций с архиепископствами в Бамберге, Берлине, Фрайбурге, Гамбурге, Кёльне, Мюнхена, Фрайзинге и Падерборне. Их структура определяется Каноническим кодексом 1983 года, который также действует во всём мире.

Общины, не организованные региональной церковью, часто объединяют под термином «свободные церкви». К ним относятся те церкви, которые прямо или косвенно возникли из так называемого левого крыла Реформации, выйдя за рамки этических и церковных требований лютеран и кальвинистов (например, меннониты, баптисты), а также отколовшиеся от Рима старокатолические церкви или региональные церкви, такие как Независимая евангелическо-лютеранская церковь.

Свободные церкви часто характеризуются отношением к Библии как к непреложному закону дистанцируются от историко-критических библейских исследований. В целом, однако, свободные церкви играют в Германии лишь незначительную роль.
 
Групповые курсы немецкого языка, баннер

Законы, регулирующие религиозную жизнь в современной Германии

Главный документ, регулирующий положение религии в республике Германия — так называемый «Основной закон» (das Grundgesetz). После Второй мировой войны Основной закон стал прямым продолжением Веймарской конституции. Так, он гарантирует свободу веры и совести и беспрепятственное отправление религиозных обрядов. Соответственно, никто не может подвергаться дискриминации или пользоваться преимуществом по причине своей веры или религиозных убеждений.

Религиозное образование считается общим предметом в государственных школах. Родителям предоставляется право решать, должен ли их ребёнок посещать уроки по основам религии. Также разрешается создание церковных школ, деятельность которых, однако, строго контролируется государством.

Кроме того, для каждой отдельной федеральной земли существуют соглашения между государством и церквями, которые в основном регулируют существование теологических факультетов и подготовку преподавателей религиозного образования в государственных школах.
 

Материал готовила
Мария Бобохонова, команда Deutsch Online






Немецкий в Телеграм


День бесплатных пробных
онлайн - уроков

Запишитесь на
бесплатный пробный урок
в Deutsch Online!

16 мая
Для начинающих с нуля
и уровней А1, А2, В1.

Дарим 1.000₽ на покупку курса
всем участникам прямого эфира!
Записаться