Цены на бензин в Германии — это динамичная величина, которая влияет на жизнь каждого жителя страны. В этой статье мы рассмотрим, какие факторы влияют на стоимость топлива, как отличаются цены на бензин в разных странах Европы и как выгоднее заправляться, если вы живёте в Германии.
Стоимость топлива в Германии и как на нём сэкономить
Цены на бензин в Германии устанавливаются рынком, то есть не регулируются государством. Поэтому ценовая гибкость у него крайне высокая: цены могут значительно колебаться в зависимости от различных факторов, таких как стоимость нефти на мировом рынке, налоги и сборы, а также конкуренция между поставщиками.
Если говорить об относительной стоимости бензина в Германии в сравнении со среднемировым показателем, то их можно назвать высокими: 136,7%. Однако доходы немцев также в среднем выше, и, по статистике, для заправки 40-литрового бака бензина требуется всего 1,78% от среднего ежемесячного дохода жителя Германии.
В среднем немцы тратят около 2% своего ежемесячного дохода на бензин, что является достаточно низким показателем среди стран Европы.
В Германии действует механизм прозрачности цен на топливо, который был введён в 2019 году. Согласно этому механизму, нефтяные компании обязаны публиковать информацию о ценах на топливо на своих веб-сайтах и в точках продаж. Это даёт возможность потребителям сравнивать цены на бензин и дизель в разных местах и выбирать наиболее выгодный вариант.
Именно поэтому среди немцев так популярны приложения-агрегаторы цен на топливо. Вот самые популярные из них: CLEVERTANKEN.DE, Mehr-tanken, ADAC Spritpreise, PACE Drive App.
Специалисты из Университета Гёте во Франкфурте-на-Майне провели исследование, в ходе которого изучали динамику изменения цен на топливо. В результате они выявили, что цены на заправках повышаются примерно в одно и то же время. Исходя из этого, были определены часы, когда стоимость бензина будет ниже: с 9 до 10 утра, с 12 до 13 дня, с 15 до 16 и между 20 и 21 часами.
Между городами и регионами также существует небольшая разница в ценах. Стандартное отклонение составляет около 3%, поэтому средний показатель по стране является репрезентативным для большей части страны.
Также в Германии функционирует система контроля качества топлива, которая гарантирует соответствие продаваемого топлива установленным стандартам. Это помогает защитить потребителей от недобросовестных продавцов.
Планируете путешествие или переезд в Германию? Тогда без знания немецкого языка не обойтись. В этом вам поможет школа Deutsch Online! Вы можете записаться на индивидуальные занятия немецким языком с сертифицированными преподавателями. Менеджеры школы помогут подобрать того, кто подойдет именно вам, и уже с первых занятий вы начнёте строить путь к своим целям. Запишитесь прямо сейчас, вводный урок — бесплатно!
Здесь вы можете увидеть средние цены на топливо в Европе*:
Страна
Бензин/л
Дизельное топливо/л
Австрия
1,63 €
1,86 €
Бельгия
1,78 €
1,88 €
Великобритания
1,71 €
2,37 €
Германия
1,85 €
1,95 €
Греция
1,91 €
2,11 €
Дания
1,97 €
2,10 €
Эстония
1,75 €
1,80 €
Испания
1,61 €
1,78 €
Люксембург
1,60 €
1,72 €
Норвегия
1,94 €
2,10 €
Швейцария
1,92 €
2,04 €
Швеция
1,63 €
1,72 €
Франция
1,86 €
1,94 €
*актуальны на момент публикации статьи
В таблице представлена стоимость двух видов топлива:
Е5 (super) — наиболее распространённый вид в Европе, который можно найти на любой автозаправочной станции. Самая высокая цена на него наблюдается в Нидерландах, Дании и Исландии, где он на 25-30% дороже, чем в среднем по Европе;
B7 — дизельное топливо, которое также широко распространено в Европе и доступно на каждой заправке. Обычно оно дороже бензина из-за меньшего расхода.
Цены на заправках, расположенных вдоль автомагистралей, могут быть на 10-20% выше, чем на заправках рядом с крупными торговыми комплексами. С другой стороны, заправки в ТЦ обычно полностью автоматизированы, а желающие заправиться на них должны быть готовы отстоять очередь.
Как формируются цены на топливо
Германия использует подход к ценообразованию на топливо, который учитывает её стремление к защите окружающей среды, повышению энергоэффективности и поддержанию экономической стабильности. Обладая передовыми автомобильными технологиями и развитой транспортной инфраструктурой, Германия применяет стратегию налогообложения, которая является важной частью её общей экологической и экономической политики.
Цена за литр бензина включает в себя:
налог на добавленную стоимость (НДС), который составляет 19%, что добавляет около 30 центов к цене топлива. Эта сумма соответствует стандартной ставке НДС в Германии на товары и услуги;
налог на энергию, составляющий примерно 65 центов. Он направлен на снижение потребления ископаемого топлива и стимулирование использования более устойчивых источников энергии;
налог на выброс CO2 и сбор за хранение нефти добавляют ещё около 9 центов. Эти налоги демонстрируют серьёзное отношение Германии к защите окружающей среды и энергетической безопасности.
Итого себестоимость сырья до вычета налогов составляет 75 центов за литр и формируется под влиянием мировых цен на нефть и затрат, связанных с переработкой и распространением.
Общее значение цены за литр дизельного топлива в Германии составляет около 195 центов (см. таблицу), что указывает на схожесть ценовой стратегии с бензином, несмотря на различия в областях применения и воздействии на окружающую среду.
Как и в случае с бензином, НДС составляет около 30 центов. Однако энергетический налог на дизельное топливо снижен до 47 центов для поддержки коммерческого использования дизельных транспортных средств. Налог на выбросы СО2 и сборы за хранение нефти аналогичны налогам на бензин. Итого получаем себестоимость сырья для дизельного топлива выше себестоимости бензина — почти 1 €.
Основные сети заправочных станций в Германии
В немецкой индустрии автозаправочных станций доминируют пять крупных игроков: ARAL, Shell, Jet, Couche-Tard и Esso. Они предлагают различные виды топлива, такие как бензин, дизель, био и газ. Кроме того, они предоставляют дополнительные услуги, такие как автомойка и техническое обслуживание автомобилей; на территории заправочных станций часто есть магазин, кафе и бесплатный туалет для посетителей.
Интересно, что большая часть оборота и прибыли этих компаний приходится не на продажу самого бензина, а на предоставление дополнительных услуг.
Немецкие сети автозаправок активно стремятся улучшить свою экологическую деятельность. Например, они предлагают биотопливо, произведенное из возобновляемых источников, что способствует снижению выбросов углекислого газа.
Заправочные станции в Германии не так многочисленны, как в других странах, и встречаются не на каждом шагу. Однако в большинстве небольших городов есть хотя бы одна станция, а также круглосуточные заправки и стоянки для грузовиков, расположенные вдоль автобанов и магистралей.
Как заправить автомобиль в Германии
Бензин и дизельное топливо легко доступны по всей Германии. Интересный факт: один и тот же насос на заправочной станции может выдавать как бензин, так и дизельное топливо. Поэтому будьте внимательны при выборе нужного типа.
В Германии для легковых автомобилей широко используются как неэтилированный бензин, так и дизельное топливо. Если вы арендовали автомобиль и не уточнили при получении, какое топливо использовать, проверьте наличие этикетки на крышке заливной горловины или рядом с ней.
Обычный бензин маркируется как Super или Super 95, а неэтилированный бензин с более высоким октановым числом (98 или выше) маркируется как Super plus. С 2018 года на многих заправках в Германии также отображается стандартизированная европейская маркировка топлива. Этикетка для неэтилированного бензина представляет собой чёрный круг с буквами.
Процесс заправки в целом похож на тот, который мы знаем в России: заправляете машину, а потом расплачиваетесь картой или наличными.
Однако стоит учитывать, что многие современные станции переходят на полностью автоматизированное обслуживание и принимают оплату только картой или через мобильное приложение.
Материал готовила
Кристина Гуляева, команда Deutsch Online