TestDaF: подробный разбор части «Mündlicher Ausdruck»
Какие задания входят в «Mündlicher Ausdruck» экзамена TestDaf? Сколько времени дается на выполнение устной части? Какие фразы использовать при ответе? Сегодня подробно разбираем устную часть TestDaf и учим полезные выражения для экзамена.
О нем слышал каждый, кто изучал или изучает немецкий язык. Он вызывает бурю эмоций, а ещё много вопросов, ведь справиться с ним не так просто, как может изначально показаться. И сейчас все, наверное, уже догадались, о чем речь, а речь идёт о том самом экзамене по немецкому языку – TestDaF.
Каждый, кто сталкивался с обучением в Германии, поступлением в высшие учебные учреждения, а также необходимостью проверить свой высокий уровень знаний, готовился или же сдавал TestDaF. Ранее и мне пришлось столкнуться с подобным опытом, однако он был связан с необходимостью подать документы в рамках конкурса на получение стипендии Erasmus + для семестрового обучения в немецком университете. Было это в 2019 году, и надо сказать, подготовка требовала много времени, причем каждая часть отдельно.
Ниже разберём структуру одной из частей экзамена – Mündlicher Ausdruck. Данная часть теста состоит из 7 заданий, на выполнение которых у вас будет 35 минут.
Каждое задание состоит из следующих частей:
Вас знакомят с некой фиктивной ситуацией (например, ваш друг спрашивает вашего совета по какому-либо вопросу или вам нужно выступить на семинаре).
Вы получаете задание (расскажите о плюсах и минусах, дайте совет, опишите график, сделайте прогноз и так далее).
У вас есть время на подготовку — «Vorbereitungszeit» (от 30 секунд до 3 минут в зависимости от задания).
После окончания времени на подготовку вы слышите вашего «собеседника» (профессора, друга или кого-то еще в зависимости от ситуации).
Самое важное: пришло время вам говорить! Это так называемое "Sprechzeit" (от 30 секунд до 2 минут в зависимости от задания).
Не очень понятно? Ничего страшного — сейчас мы с вами все разберем на конкретных примерах, взятых из экзаменационного варианта Modelltest-01 Mündlicher Ausdruck.
В данном задании вам нужно будет куда-то позвонить и получить необходимую информацию. Например, ваш университет проводит курсы по плаванию, вам это интересно, и вы звоните в спортивный центр, чтобы узнать подробнее.
Это очень легкое задание! Тут нужно всего лишь выучить несколько стандартных фраз и дополнять их контекстом:
Guten Tag! Mein Name ist ... — Добрый день! Меня зовут ...
Ich rufe wegen (+ Genitiv) ... an — Я звоню по поводу ...
Ich möchte gerne wissen, ... — Я бы хотел узнать, ...
Mich würde noch interessieren, ... — Также мне было бы интересно, ...
Außerdem hätte ich gerne Information über ... — Кроме того, я хотел бы получить информацию о ...
Ich danke Ihnen für die Information im Voraus! — Заранее спасибо за информацию!
Важно! В TestDaF в основном все темы связаны с академической средой и тематикой студенческой жизни, так как экзамен рассчитан на студентов или поступающих в ВУЗ.
Представляемся, озвучиваем причину нашего звонка, задаем 2-3 вопроса и благодарим за информацию. Все! Больше сказать за 30 секунд физически не успеть. Идем дальше.
В этом задании ситуация следующая: ваш друг или знакомый рассказывает о какой-либо проблеме или же повествует о чем-то, например, вы сидите вместе в кафе, и ваш коллега рассказывает, как вчера гулял в лесу, и там было много мусора. Он спрашивает Вас, такая ли ситуация в вашей стране.
Вам необходимо рассказать об этой ситуации в своей стране и также, возможно, о том, какие меры предпринимаются для борьбы с этой проблемой, если друг рассказал о какой-либо проблеме (окружающая среда, мусор, сохранение электроэнергии и т.д.)
Учим вступительные фразы:
(Name), du hast mich gefragt, ... — (Имя), ты меня спросил(-а), ...
Diese Frage ist nicht einfach zu beantworten. — На этот вопрос не так-то легко ответить.
Aber ich versuche dir darüber einen Überblick zu geben. — Но я попробую тебе дать общее представление.
In meinem Heimatland ist es folgendermassen: ... — В моей родной стране это выглядит следующим образом: ...
Это вступление стандартное. Постройте 3-4 содержательных предложения, не сильно заморачиваясь на смысл — ведь оценивать будут понятность, связность и грамотность того, что вы сказали — никто не полезет в Википедию проверять те факты, о которых вы расскажете.
Нужен немецкий для поступления в вуз или переезда в Германию? Учите язык онлайн! Это позволит вам сэкономить время и ресурсы, а также учиться по собственному расписанию: не успели на урок - посмотрите его в видеозаписи! А для тех, кто уже является студентом, у нас есть специальное предложение: скидка 50% на любой групповой онлайн-курс немецкого языка по промокоду "СТУДЕНТ" (при предъявлении студенческого).
В данном задании мы обычно находимся на семинаре (или каком-то другом мероприятии). Профессор просит нас описать представленный график и резюмировать информацию, полученную из него.
Например, нам нужно изучить два графика, на одном – сколько детей и молодых людей играют на музыкальных инструментах в Германии, а второй график – на каких инструментах они играют.
Как и предыдущих случаях, действуем по заранее выученной схеме. Сначала даем общую информацию по графику:
Zum Thema «...» liegt jetzt eine Grafik vor. — Перед нами график по теме «...».
Alle Angaben stammen aus dem Jahr 2021. — Все данные приведены на 2021 год.
Alle Angaben beziehen sich auf dem Zeitraum von 2005 bis 2020. — Данные в графике относятся к периоду с 2005 по 2010 годы.
Als Quelle wird ... genannt. — Источник данных: ...
Die Grafik ist in Form eines (Balkendiagramms / Kuchendiagramms / ...) dargestellt. — График изображен в форме (гистограммы / круговой диаграммы / ...)
Далее озвучиваем главную тенденцию:
Was sofort ins Auge fällt, ist die Tatsache, dass ... — Сразу бросается в глаза, что ...
Ну и дальше иллюстрируем нашу гипотезу конкретными данными из графика. Слова, которые нам для этого понадобятся:
По этому заданию самая частая ошибка — люди просто озвучивают, что видят на графике. А нам нужно понять «посыл» графика, тенденцию, которую он описывает.
Задание 4. Высказываем свое мнение по сложной теме
Вот мы и подошли к кульминации. Это задание самое сложное. Обычно моделируется ситуация, при которой мы находимся на обсуждении спорного вопроса. Например, в следующие 20 лет ракеты с людьми планируют летать на Марс, но этот проект стоит сотни миллиардов евро.
Нам нужно высказаться по данной теме: о том, какие мы видим преимущества и недостатки у выдвинутого предложения, а также озвучить и обосновать свое мнение по данному вопросу.
Как только получите задание, попытайтесь быстро сообразить и записать 3 «плюса» и 3 «минуса» выдвинутого предложения. Далее хотя бы очень примерно продумайте план ответа. Например, мы можем начать с плюсов, потом назвать все минусы, а в завершение дать финальный «плюс» и сформулировать ваше мнение.
Либо устроить «многослойный пирог», назвал плюс, потом минус, потом снова плюс и снова минус, а в конце опять же ваше личное мнение.
Фразы для этого задания:
Einerseits ... — С одной стороны ...
Andererseits ... — С другой стороны ...
Für X spricht, dass ... — Аргументом в пользу Х является то, что ...
Auf der anderen Seite muss man bedenken, dass ... — С другой стороны нужно думать о том, что ...
Man darf aber nicht vergessen, dass ... — Нельзя забывать, что ...
Ich bin davon überzeugt, dass ... — Я убежден, что ...
Ich persönlich stehe auf dem Standpunkt, dass ... — Я лично придерживаюсь позиции, что ...
Да, звучит довольно заумно. Но это именно то, чего от вас ждут в этом задании. Не забывайте о том, что у вас 2 минуты на рассказ — это очень много. Не торопитесь, уделите время каждому аргументу за и против. Четко выскажите свое мнение, не забудьте привести аргументы в его пользу.
Это задание похоже на предыдущее задание. За одним исключением: здесь мы даем совет нашему другу или подруге неформальным языком.
Например, наш друг уже год ждёт место на какое-либо учебное направление, у него есть возможность поступить в частную школу, но это дорого. Он просит совета, стоит ли ему поступать в частную школу.
Не забываем использовать Konjunktiv II. Он как раз придуман для таких случаев:
Ich an deiner Stelle würde ... — Я бы на твоем месте ...
Also, wenn du mich fragst, würde ich ... — Если ты меня спросишь, то я бы ...
Einerseits ... — С одной стороны ...
Andererseits ... — С другой стороны ...
Тут нам нужно не столько описать сам график, сколько построить гипотезы, вытекающие из графика, и дать обоснованные прогнозы развития.
Начинаем мы с описания графика (тема, источник данных, главная тенденция) — это мы уже разбирали.
Дальше переходим к причинам данного развития событий и анализу того, к каким последствиям данное развитие может привести.
Ich vermute, dass ... — Я предполагаю, что ...
Ich könnte mir vorstellen, dass ... — Я мог бы себе представить, что ...
Für diese Entwicklung gibt es mehrere Gründe. — Для такого развития есть много причин. Ein weiterer Grund könnte sein, dass ... — Еще одной причиной могло бы быть то, что ...
Задание очень похоже на задание номер 5, только тут перед нами не две альтернативы, а одна проблема. Используем тот же подход и рассказываем в Konjunktiv II, что бы мы сделали на месте друга или подруги.
На этом вроде все по «Mündlicher Ausdruck»!
Вам также могут быть интересны другие материалы на нашем сайте: